27 декабря 2006, 09:59 | Автор: Иван Рутов

Юрий Яковлев: надоело быть Ипполитом!

Юрий Яковлев: надоело быть Ипполитом!
фото:
Сегодня он практически не снимается в кино и редко выходит на сцену. Но без фильмов с его участием не обходится ни один Новый год.

– Меня часто спрашивают о самой любимой роли в кино, и я обычно отвечаю: это Стива Облонский из фильма «Анна Каренина», но никак не Ипполит, – говорит Юрий Васильевич. – Однако народ любит этого героя, этот фильм, и тут ничего не поделаешь. До сих пор слышу за спиной: «Ипполит идет!» Часто подходят люди и интересуются: «А вы в своем пальто снимались под душем?» Вот и думай, что же артисту важнее для популярности: сняться в мокром пальто или сыграть, скажем, Гамлета?!


– Правда, что скоро на экраны выйдет продолжение «Иронии судьбы…»?


– Сейчас уже идут съемки этого фильма по оригинальному сценарию Алексея Слаповского (автора сериала «Участок». – Прим. «Телесемь»), но сцены с моим участием еще не снимали. Мне предложили сыграть Ипполита спустя тридцать лет, я дал согласие. В этом фильме у моего героя и Нади, которую опять сыграет Барбара Брыльска, есть дочь Надежда… И главные события происходят уже с нашими детьми. Не знаю, что в конце концов получится, но хочется верить, что картина выйдет удачной.


Устал от актерства


– Юрий Васильевич, последняя ваша работа в кино – это барон де Меридор в сериале «Графиня де Монсоро», который вышел десять лет назад. Почему вы так долго не снимались?


– Нет ни малейшего желания сниматься в том, что предлагают, – а предлагают всякую муру, оригинальных сценариев я не получаю. Вот если бы предложили что-нибудь интересное и достойное… Мы с сыном Антоном, который работает режиссером в Театре на Покровке у Сергея Арцыбашева, задумали один телепроект, где для меня есть очень интересная роль. Сейчас ведутся переговоры с каналом «Культура».


– А что в театре?


– Сегодня я играю только в «Чайке». В прошлом году отказался играть спектакль «Без вины виноватые», который идет уже тринадцать лет и, мне кажется, совсем выдохся. Есть в театре такое понятие – устал спектакль. Так что сегодня выхожу на сцену один раз в месяц… Но, поверьте, я совсем не чувствую себя ущербным. Такого острого желания заниматься актерством, как раньше, честно говоря, у меня нет.


– Это усталость?


– Это некая переоценка ценностей. Я всю жизнь занимался только профессией, и было такое ощущение, что без театра вроде не смогу и прожить. А сейчас я понял: могу. Хотя всякий раз, когда выхожу на сцену, пусть сегодня и редко, у меня повышается настроение, просыпается ностальгия. Но… Сегодня я живу больше семьей, домом, дачей. А семья ведь у меня большая получается: трое детей, трое внуков, супруга, собака… Так что забот хватает.


– Это правда, что когда-то вы уже хотели уйти из актерской профессии?


– Такие мысли впервые возникли у меня в 1980 году. В течение четырех лет я решал: бросить актерство или нет. Случился какой-то внутренний кризис – понимаете, я не видел своего будущего! У меня уже были звания, известность, зрительская любовь, я уже сыграл много интересных ролей, а дальше-то что?! К тому же коллеги тогда стали говорить обо мне, что «Яковлев подошел к своему пику и больше сделать ничего уже не может». Четыре года мне не давали новых ролей. Я играл старые спектакли и ничего не репетировал. Меня звали в другие театры: мой друг Олег Ефремов приглашал во МХАТ, Михаил Царев предлагал перейти в Малый театр. Но я не мог бросить Театр Вахтангова, который стал мне родным, не мог переступить через себя.


– Те же коллеги по театру вроде и анонимки на вас писали…


– Писали. И на «Мосфильм» посылали, и в Министерство культуры… Я знаю, кто это делал.


– А что было в этих анонимках?


– Что я как актер несостоятелен, что многоженец – три жены, причем от первой ушел, когда только родилась Алена, мол, бросил маленькую дочь. Писали, что увлекаюсь алкоголем, что кручу романы… Много чего плохого было в этих анонимках. Конечно, с кем-то из авторов этих писем я порвал всяческое общение, с кем-то приходилось контактировать по работе.


Влюбчивость – от мамы


– Но насчет любовных романов коллеги были правы?! Вы же сами не раз признавались, что очень влюбчивы…


– Знаете, у меня и родители мои были очень влюбчивыми людьми. Они развелись, когда мне было всего-то четыре года, и после ни мама не вышла замуж, ни отец не женился, хотя романов у них у каждого было много. Думаю, влюбчивость я унаследовал от мамы, которая была очень красивой женщиной.


– В своей книге вы написали, что ваш папа хотел стать актером, но не получилось, и он выбрал профессию юриста. Вы же, наоборот, думали о другой профессии, но поступили в театральное училище. Ирония судьбы?


– Возможно. Честно говоря, я и сам не знаю, почему так случилось. Действительно, я готовился к экзаменам в МГИМО, хотел стать дипломатом, но какая-та внутренняя любовь к актерской профессии привела меня во ВГИК, куда я не поступил, а потом и в Театральное училище имени Щукина, которое я и окончил. До сих пор не могу объяснить: почему? Но так меня потянуло в актерство, что ничего не мог с собой поделать.


– Вы рассказывали, что вашей жизни с первой женой Кирой Мачульской мешала ее мама. А часто ли вы вмешиваетесь в жизнь своих детей?


– Ну, с Кирой и ее мамой мы жили в одной комнатке, и поэтому такое вмешательство было неизбежно. А в жизнь своих детей, боже упаси, я никогда не вмешивался. Поверьте, никто из них никогда не ощущал над собой «дамоклова меча». Например, моя дочь Алена в свое время попросила у меня совета: стоит ли ей параллельно с учебой на журфаке поступить в театральное училище. Я сказал: «Решай сама, но знай, что учиться в театральном очень сложно и профессия эта нелегкая!» Мои дети все свои решения всегда принимали сами. Также я никогда не вмешивался в их личную жизнь: свадьбы, разводы, рождения детей – это полностью их самостоятельный выбор.


– А вам не обидно, что ваш сын от брака с Екатериной Райкиной Алексей, поработав актером, ушел из профессии?..


– Вовсе нет. Знаете, если то, чем он занимается сейчас, приносит ему удовольствие, если он счастлив, я только радуюсь за него. Алеша окончил театральное училище, поработал в театрах и на телевидении, а потом выбрал профессию риелтора. Кстати, в одной из контор, связанной с недвижимостью, он познакомился с будущей супругой Анечкой, очень хорошей и умной девушкой. Вот такая ирония судьбы. Они сразу поженились. В этом смысле Алексей похож на меня – я всегда, когда влюблялся, сразу женился. Так получилось и с его мамой, актрисой Катей Райкиной: поехали на гастроли в Болгарию со спектаклем «Дамы и гусары», где мой герой влюбляется в героиню Кати, влюбились друг в друга и в жизни, приехали домой и сразу поженились.


КГБ не обманешь!


– Про вашу нынешнюю супругу Ирину вы как-то сказали: «При всей женственности она обладает мужским умом, заставляющим порой меня досадовать на ее железную логику и проницательность»…


– Это абсолютно точно. Действительно, у нее мужской склад ума, она очень рациональный человек, в отличие от меня. Наш сын Антон в этом смысле очень похож на маму. Ира, как работник КГБ, – она не только досконально знает все мои привычки, даже мелкие, но в свое время она узнавала и о всех моих похождениях на сторону. И соврать ей невозможно. За все сорок три года, что мы живем вместе, я не смог ей соврать – она все равно знала, что было со мной, что будет. Она в курсе всех моих дел. И дом весь на ее плечах, тут она полная хозяйка.


– А вы хозяйством занимаетесь? Честно говоря, представить вас у плиты или с пылесосом сложно…


– Почему же?! Нет, я и приготовить что-нибудь примитивное могу, и убираться дома люблю. Но еще больше обожаю возиться с машиной и работать на даче: ухаживаю за цветами, занимаюсь мелким ремонтом дома и участка, убираюсь. Мне все это очень нравится.


– Однажды вы сказали, что вам «не хватает хороших людей». Их так мало было в вашей жизни?


– Знаете, я вообще-то люблю всех людей. У меня очень мало друзей, но почти нет врагов. А эту фразу я сказал не о людях в целом, а об актерах. Вот среди актерской братии, действительно, хороших людей мало, много негатива – это правда.


– Скоро Новый год, как будете отмечать праздник?


– Дома вместе с супругой, может, кто-нибудь в гости придет. Знаете, раньше Новый год мы отмечали у себя в театре. Актеры приходили со своими семьями, мы устраивали капустники, было очень весело! Но после смерти руководителя театра режиссера Рубена Симонова эта традиция прекратилась. И теперь я встречаю Новый год только дома.


– В мае 1961 года, за полгода до рождения Алеши, мы с женой Катей отправились на гастроли в Ленинград. После бессонной ночи я задремал за рулем, и машина съехала в кювет. Удар, потеря сознания… Очнулся в воде. Вокруг плавали диковинные «растения», при ближайшем рассмотрении оказавшиеся моими собственными галстуками, – они выпали из чемодана. К счастью, жена почти не пострадала: поцарапалась да ногу ушибла. А у меня – сотрясение мозга и трещина в ключице! Санитары «скорой помощи», взглянув на нашу машину, долго удивлялись, что мы так легко отделались.



Досье: 


родился: 25 апреля 1928 года в г. Москве


образование: Театральное училище им. Щукина


карьера: с 1952 г. – актер Театра им. Вахтангова. В кино с 1950 г. Снялся более чем в 60 фильмах, среди которых «Идиот», «Гусарская баллада», «Анна Каренина», «Иван Васильевич меняет профессию», «Карнавал», «Кин-дза-дза». Автор книг «Альбом судьбы моей» и «Между прошлым и будущим»


звания и награды: народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного знамени и «За заслуги перед Отечеством» III степени


семейное положение: женат. Жена Ирина Сергеева, зав. музеем Театра им. Вахтангова, сын Антон (37 лет), режиссер, внук Петр (7 лет)


домашнее животное: спрингер-спаниель Буся (1 год)


Предпочтения:


блюдо: запеченный карп в сметане


спорт: футбол


женщины: блондинки


писатель: Чехов


машина: Hyundai


Олег ПЕРАНОВ

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела