18 декабря 2006, 10:52 | Автор: Иван Рутов

Трансформер под елкой

Трансформер под елкой
фото:
Как выбрать "правильную" игрушку для ребенка. Советы психолога

Как известно, чем больше предложений, тем сложнее выбор. В условиях широчайшего ассортимента детских игрушек и назойливой рекламы поиск новогоднего подарка ребенку становится одной из самых непростых предпраздничных головоломок.


Подбор игрушек — дело серьёзное и ответственное. Как правило, развивающие возможности игрушки, её педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет всё, что захочет. Но при выборе игрушки важно учитывать не только ее красоту и гигиенические требования, но и психологический эффект, ее развивающее значение. Об этом «Трибуне.ру» рассказала доктор психологических наук, профессор Елена Смирнова.  


— Выбирая забаву для своего сына или дочки, первым делом нужно самому представить, что Ваш ребёнок будет с ней делать. Игрушка должна отвечать интересам, соответствовать возрасту, быть увлекательной и привлекательной. Кроме всего прочего, она должна быть пригодной для разнообразных форм активности. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры.  


— С некоторыми современными игрушками даже не каждый родитель разберется.


— Сложные и завершённые игрушки строго предопределяют характер действий и приковывают ребёнка к стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкие возможности для творческой деятельности. Универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Следовательно, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей, развивающей игрушки.


— Насколько важно учитывать возраст ребенка при выборе игрушки?


— Естественно, прежде всего, следует ориентироваться на возраст, а также на то, что ребенок любит и уже умеет делать. В психологии различают две группы деятельности детей, которые развивают разные сферы психики. Первая предполагает освоение смыслов и норм отношений между людьми. На этой основе развивается социально-личностная сфера ребенка. Вторую группу составляют виды деятельности, в которых происходит усвоение способов действий с предметами. На этой основе формируются интеллектуальные и познавательные способности детей, их двигательные и технические навыки.  


Родители должны понимать, что в каждом возрасте у ребенка существует свой определенный вид деятельности, и нужно создать максимально комфортные условия для ее обеспечения. Но и социальное, и умственное, и физическое развитие происходит во всех возрастах. Поэтому ребенку всегда нужны разные виды игрушек.  


— Как правильно учитывать половые различия?


— До 5 лет детям лучше всего подходят «бесполые» игрушки, не стоит дарить девочкам только куклы, а мальчикам только машинки, т.к. «половая идентификация» происходит позднее.  


— Вокруг появилось огромное количество игрушек-монстров, которые, как опасаются многие родители, способны нанести психологическую травму малышу. Что же делать, если ребенок просит подарить подобную игрушку?


— После 6 лет у детей вырастает способность дифференцировать добро и зло. При выборе игрушки в этот период не стоит делать акцент только на положительных героях сказок или мультфильмов. Страшные персонажи, например Баба Яга, Змей-Горыныч, тоже нужны, т.к. во время игры ребенок испытывает яркие эмоциональные переживания.  


Стоит учитывать, что детям свойственно подражать какой-либо игрушке или понравившемуся образу. Поэтому человеческие образы должны содержать гуманистический аспект и соответствовать естественному облику человека. Родителям лучше избегать всевозможных монстров, кукол с «расчлененными» и непропорциональными телами, фигурок животных агрессивных цветов, не соответствующих их образу в действительности.  


— А какие игрушки подходят для «самых маленьких»?


-Для детей дошкольного возраста лучше всего покупать простые маленькие куколки, солдатиков, мягкие фигурки животных. Это так называемые «признаковые игрушки», которые способствуют раскрытию фантазии ребенка. В позднем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит социальное и личностное развитие детей, приобщение ребенка к жизни в обществе. Здесь особенно удачным будет акцент на дидактические игры. Девочкам можно подарить кукольный дом, одежду для кукол, наборы для игры в доктора, парикмахера или « в магазин», куклы и утварь для игры «в семью».  


— Раньше в магазинах можно было встретить кукол «разных национальностей», что сегодня, встречается редко. Следует ли заострять внимание на этом вопросе?


— Очень важно акцентировать внимание ребенка на куклах, изображающих людей разных этнических групп, одетых в национальные костюмы, — это способствует развитию толерантности и гуманному поведению детей. Вы правы, раньше на прилавках можно было встретить кукол — представителей всех народов мира. Сейчас же кукла Барби заменяет нам все национальности, а заодно стирает представления ребенка о «нормальном» человеческом теле, возрасте.  


Тем, кто задаривает ребенка Барби и прочими подобными игрушками, я бы посоветовала остановиться. Задуматься, что и в 3 года, и в 5 лет, и в 7, и в 10 лет они дарили своей дочке только одну стереотипную модель мышления и виденья мира. А что будет, когда девочка вырастет, и не будет соответствовать стандартам Барби? Тогда мама возьмет свою дочь — подростка, и придет к нам, психологам, решать проблему, которую с легкостью можно было бы предупредить еще в дошкольном возрасте. Все комплексы, связанные с внешностью у девочки, закладываются еще в глубоком детстве, и требуют долгой и серьезной работы над ними.  


Нужно помнить, что ребенок — это, прежде всего, человек, маленькая личность, поэтому к выбору игрушки родителям следует подходить очень серьезно, имея перед глазами четкую систему критериев. Тогда покупка «правильного» подарка к Новому Году, я думаю, не должна составить труда.


Мария РОМАНОВА

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела