Гуманитарная помощь от звезд Голливуда
Эта тема стала особо актуальной после показа новой киноверсии «Тихого Дона» с тремя импортными звездами в главных ролях… Правда, фильм скорее провалился, нежели блеснул. Но процесс продолжается.
На днях в российский прокат вышел украинский фильм «Аврора», в котором в паре с Харатьяном играет Эрик Робертс. И вовсю идет работа над давно обещанным блокбастером «Код Апокалипсиса» со сладкой парочкой – Анастасия Заворотнюк – Венсан Перес.
Апокалипсис чернобыльский и киношный
А вот бюджет «Кода Апокалипсиса» не разглашается. Но, судя по размаху, он на порядок больше. Сюжет банален: террористы украли бомбы, которые хотят взорвать в четырех мегаполисах. Руководит злодеями герой Переса. Но ему противостоит суперагент, которая в конце концов и спасет мир… о фильме много писали и пишут. В первую очередь в связи с романом Заворотнюк – Жигунова. Последний продюсировал фильм. Правда, сейчас уже говорят, что он якобы отказывается от продюсирования и рвет контакты с Настей. Но не исключено, что это очередной пиар-ход, дабы поддержать интерес к фильму. Ведь кампания по его продвижению началась давно, а работы еще очень много – даже о сроках премьеры говорится неопределенно: с мая по октябрь 2007-го. В данный момент (и до 18 декабря) съемки идут на Украине: под Феодосией выстроили внушительные декорации – киношный Пакистан, убежище террористов. И лишь в январе пройдут самые последние съемки в Малайзии (охота деньги тратить – чем Крым хуже?)… Хотелось бы ошибиться, но есть опасение, что вся эта гора тоже родит мышь и никакой Перес не поможет…
Нет звезды в своем отечестве
А вообще очень интересно проследить, пусть даже пунктирно, историю проникновения зарубежных звезд в наше кино. Начало было положено в далеком 1927-м, когда в СССР приезжали Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс. Полудокументальные кадры их пребывания были остроумно смонтированы в фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд» с Игорем Ильинским в главной роли.
Затем настоящим прорывом стал советско-итальянский фильм «Красная палатка» (1968) с Клаудией Кардинале и Шоном Коннери. Тогда же, в 1968-м, начал свою эпопею о войне Юрий Озеров («Освобождение», «Солдаты свободы», «Битва за Москву», «Сталинград»). Иностранцев у него сыграло множество. Но главным из них был конечно же Гитлер – Фриц Дитц.
Чуть позже противовесом этой роли стал Хельмут из «Семнадцати мгновений весны». Его, немногословного и доброго, русские бабы полюбили не меньше, чем Штирлица. Эту роль сыграл известный актер Отто Мелис.
Новым прорывом оказался еще один советско-итальянский фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) Эльдара Рязанова, где было целое созвездие итальянских актеров, самый известный из которых – любимец Пазолини, Нинетто Даволи…
Особая статья – иностранцы у Михалкова. Но если Марчелло Мастроянни был настоящим актерским стержнем в картине «Очи черные», то Джулия Ормонд несколько потерялась рядом с мощным Петренко и трогательным Меньшиковым в «Сибирском цирюльнике».
Случались в нашем кино и удачные курьезы вроде Норберта Кухинке – немецкого корреспондента журнала «Штерн». Георгий Данелия взял его, непрофессионального артиста, в «Осенний марафон», даже не испросив разрешения чиновников. Но уж больно колоритен был типаж: роскошные бакенбарды, умные глаза, уморительные словечки «облезьяна», «алкач»… Тот же Данелия попал в «десятку», взяв француза Жерара Дармона в фильм «Паспорт». Он абсолютно точно вписался в наш «контекст». Страна была уверена, что это замечательный, но безвестный грузинский актер из какого-нибудь тбилисского театра…
И наконец, совсем уж новая история приглашения иностранцев началась с простого финского паренька, 22-летнего студента питерского театрального института Вилле Хаапсало («Особенности национальной охоты/рыбалки» плюс множество последующих фильмов). Его-то мы уже и как иностранца почти не воспринимаем. Так же естественно влился, только в грузинское кино, Пьер Ришар («Тысяча и один рецепт влюбленного повара», «27 украденных поцелуев»). А вот Жерар Депардье в «Зависти богов» Меньшова, увы, смотрелся лишь свадебным генералом Сопротивления…
Такой вот получился «пунктир» – превратившийся к последнему времени в непрерывную жирную сплошную линию: теперь иностранцев снимают почти в каждом нашем фильме. Захочется ли вспомнить эти фильмы лет через 20–30 – вопрос другой. Поживем – увидим.
Инна МОРОЗОВА