13 декабря 2006, 10:47 | Автор: Иван Рутов

Упаси бог от большого скачка

Упаси бог от большого скачка
фото:
Андрей Макаревич не считает, что за последние 30 лет люди сильно изменились.

Группа «Машина времени» провела две недели на легендарной «битловской» студии Abbey Road, записывая новый альбом. Вернувшись из Англии, Андрей Макаревич побеседовал с журналистом не только о музыке.



По следам Beatles



– Андрей Вадимович, вы довольны поездкой?
– Оценивать надо по результату, а результат (новый альбом. – «АН»)у нас на руках будет 25 ноября. Хвастаться процессом – не очень прилично и не очень умно. Мне приятен интерес, который проявляется к нам в связи с посещением этого места. Но уверяю, что с нашей стороны это не пиаракция. Когда пластинка будет готова и я смогу отвечать за каждый звук, вот тогда я начну хвастаться. За качество звука я могу быть спокоен, из этой студии некачественных продуктов не выходит. Что касается песен, это вам судить. Пластинка выйдет в свет 1 марта.
– А по атмосфере это было то, что вы ожидали?
– Абсолютно. Мы получили очень хороший опыт, увидели, как принято там работать.
– Что для вас значило то, что на этой студии работали Beatles?
– Это все из области наших эмоций, субъективные вещи… Но на сегодняшний день это одна из лучших в мире студий, где работают далеко не последние ребята.
– То есть вы не чувствовали священного трепета, как советский пионер в Ленинских Горках?
– Нет. Такое у меня было, когда я приезжал туда на экскурсию год назад. Сейчас я был настроен на работу, а не на благоговение.
– Сколько лет вашему «битломанству»?
– Столько же лет, сколько и «Машине времени» – 38-й пошел.
– Известна ваша фраза: «Я услышал «Битлз» и понял, зачем живу». Что это было – восторг от того, как они играют, или желание понять, как это сделано?
– Это все взаимосвязано. Но ощущение было из области религиозного, насколько это может быть свойственно 14летнему человеку. Конечно, оно давнымдавно ушло. Сейчас я понимаю, что это гениальные музыканты, которым довелось случайно соединиться с гениальным продюсером – Джорджем Мартином. В результате и получилась музыка Beatles.
– Что думаете о скандальном бракоразводном процессе Пола Маккартни?
– Вот бракоразводные процессы меня, в отличие от нашей прессы, никогда не интересовали. Это личное дело Маккартни.



Музыка для головы и для ног


– Вы согласны с тем, что музыка сейчас переместилась из мировоззренческой плоскости в сугубо развлекательную? Что под музыку все больше отдыхают и все меньше думают?
– В мире музыка заставляла думать в конце 60х, то есть уже почти 40 лет назад. У нас чуть позже. Но мессианство дейст­вительно ушло из рок­н­ролла. Хотя у когото осталось, у некоторых даже в гипертрофированной форме – у Шевчука, например. Я думаю, что сейчас есть все – выбирай, что твоей душе угодно. Хочешь развлекательную – слушай развлекательную. Хочешь бардов – слушай бардов. Свою музыку я ни на какие полки не ставлю. И мне абсолютно не важно, куда ее поставят критики. Мне важно ее качество: насколько она получилась и насколько те, для кого она делалась, это чувствуют.
– Но по меркам шоу­бизнеса ваша востребованность ведь не уменьшилась?
– Нет. Но наш шоу­бизнес – это странная вещь. Из­за сильной проплаченности он становится кривым зеркалом. У нас есть виртуальный шоу­бизнес: хит­парады, газеты, телевизор, –
а есть реальность. Я часто сталкивался с тем, что артисты, занимающие какие­то места в этих парадах, элементарно не могут собрать зал. Мы пока не жалуемся, у нас полупустых залов не бывает.



«Голосуй или проиграешь» — 2007


– В следующем году в России намечаются выборы. Как вы думаете, может ли повториться история 1996 года, когда музыканты поехали в тур «Голосуй или проиграешь» агитировать за Ельцина?
– Я думаю, сейчас нет нужды заряжать музыкантов в какие­то туры. Нет резко конфронтирующих сил, выборы должны пройти крайне мягко и спокойно. Это тогда решался вопрос: Зюганов или Ельцин? Согласитесь, они предлагали принципиально разные пути.
– Вы очень редко высказываетесь на политические темы. Это значит, что политике удается в вашу жизнь не вторгаться?
– Я стараюсь ее не впускать. Но только до того момента, пока я не понимаю, что от решения этой ситуации будут зависеть конкретно моя свобода и моя будущая жизнь. Как было в 1991 году и, кстати, в 96м. Поехали в тур мы не за деньгами – мне очень не хотелось, чтобы коммунисты вернулись к власти. Я их терпеть не могу, я от них накушался.
– А нынешнее возвращение застоя и ностальгия по «совку» вас не беспокоят?
– Не вижу я застоя, это виртуальная история.
– Правящая партия, телевизионные «вести с полей», культ личности…
– Одна партия – это не показатель застоя. И культа личности я пока не наблюдаю. Угрозы свободе слова я тоже не вижу. Те, кто так говорит, просто плохо помнят, что такое застой, – видимо, в силу возраста. Я очень хорошо помню, так что не стал бы сравнивать.
– Вас не пугает восторг, с которым многие принимают возвращение некоторых атрибутов «развитого социализма»?
– Это беда наших генов. Холопство сидит в крови у нашего народа. Сильную руку хочут, батюшку­царя, и чтобы все ходили строем. Ничего с этим не сделаешь.
– То есть отличие в том, что тот, кто не хочет ходить строем, может и не ходить?
– Сегодня есть такая возможность. И меня это вполне устраивает.


России хорошо на нефтяной игле


– Вы много ездите по стране. Согласны с тем, что стержень России – «нефтяная труба»? Что вместе с ценами на нефть обрушится страна?
– Я бы не стал так категорично утверждать. Но могу сказать, что города, которые имеют отношение к нефти и газу, действительно расцвели. Их не узнать. Есть города, которые географически этим «счастьем» обделены, – там жизнь гораздо хуже. Это правда, это есть.
– Нет ли ощущения нарастающей социальной «неврастении»? Того, что большинство россиян – на грани нервного срыва?
– Не­-а. Народ живет спокойно, с чего ему взрываться? Все воруют, граждане богатеют – все нормально.
– Как вы думаете, какая молодежь глупее – та, которая была 30 лет назад, или нынешняя?
– Я не позволяю себе судить о людях по каким­то категориям – возрастным, классовым, социальным. Что такое молодежь? Молодежь очень разная. Моему сыну 19, я вижу его, его друзей – это абсолютно нормальные и, между прочим, гораздо менее инфантильные люди, чем были мы в их возрасте. Встречаются и идиоты, но они всегда есть, в любое время. Я на наших концертах вижу много молодых людей, что мне странно, честно говоря.



На кого «Смак» оставил


– Вас сейчас нет на телевидении. Не скучаете?
– Мы производим большое количество программ, и я не считаю, что меня нет на телевидении. А по поводу того, что моей морды нет на экране, я не переживаю.
– Для некоторых остаться вне кадра – это трагедия.
– Я ушел оттуда сам и с большим удовольствием. Я не мог этого сделать в течение трех лет. Просто не мог найти себе достойной замены на программу «Смак». Пробовали одного, второго, третьего – не то. Я ждал, когда Ваня Ургант освободится, и как только это произошло, я в него вцепился и уговорил вести программу. В тот же день я с огромным облегчением с экрана ушел.
– Хотя готовить Иван не умеет.
– А это неважно, совершенно неважно.
– Но его манера общения резко отличается от вашей.
– Было бы глупо пытаться меня повторять. Повторяющий всегда проигрывает.
– Вам не пишут писем: «Вернитесь, мы не можем смотреть «Смак», потому что не понимаем шуток Урганта»?
– Знаете, если бы я читал все письма, которые мне пишут, я бы, наверно, сошел с ума.


Генетическую историю не перепишешь


– Почему сейчас так востребована желтая пресса?
– Во всем мире существует желтая пресса, это одна из «отрыжек» свободы слова. Но даже у желтой прессы у нас и у них уровень культуры разный. Вот мой друг Леня Ярмольник поступает правильно: сразу отбирает камеру и шарахает об пол. Я предпочитаю не ходить туда, где меня фотографируют без спроса, еще и поджидая, пока у меня пуговица расстегнется или из кармана что­нибудь свесится. Папарацци зарабатывают деньги на том, что есть определенное количество убогих людей, которых интересует именно это. А с чего им быть культурными? Когда им было научиться, при советской власти или во время революции? Генетическая история такая у народа.
– «Генетическая история» – звучит безысходно. Значит, этот народ нельзя переделать?
– Не знаю, я вообще не верю в теорию большого скачка. Никого не переделаешь. Упаси бог, если я начну вкладывать в свою музыку стремление когото переделать. Когда люди слушают нашу музыку, мне это приятно. А какие они из нее делают выводы – личное дело каждого. Каждый слышит то, что хочет услышать, а не то, что там написано.


Алексей МАЖАЕВ

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела