13 декабря 2006, 08:19 | Автор: Иван Рутов

И кто-то крикнет: "Брат!"

И кто-то крикнет: "Брат!"
фото:
Бодров-старший ворчал на сына: "Играть как профессионал не умеет, пусть будет сам собой...

27 декабря актеру и режиссеру Сергею Бодрову исполнилось бы 35. Он был невероятно популярен при жизни и остается кумиром до сих пор, несмотря на то, что его нет с нами уже более четырех лет.


 


ЕМУ ВСЕГДА НРАВИЛИСЬ ГОРЫ…


 


Когда-то в школе на уроке литературы класс Бодрова обсуждал вечный вопрос «Что такое счастье?» Сергей дал свое определение: «Делай, что любишь, и люби то, что делаешь, – это и есть счастье». Он любил работу, жену, двоих детей – и за тридцать лет своей жизни успел очень многое…


 


Родные – отец, мать и жена Сергея даже сейчас, через несколько лет после трагедии, не могут говорить о нем в прошедшем времени. Поэтому от интервью отказываются. Понять их можно.


 


– Он к маме своей очень трепетно относился, по телефону с ней разговаривал нежно, как маленький мальчик, – вспоминает Виктор Сухоруков, партнер Сергея по фильму «Брат». В перерывах между съемками они порой философствовали, говорили о жизни и смерти. Однажды после съемок Виктор научил Сергея необычной игре: «Ты становишься на углу оживленной улицы и представляешь, что тебя здесь нет. Вернее, тебя нет вообще. Пешеходы идут, сигналят машины, открываются двери магазинов, сменяются пассажиры на остановке. А тебя словно бы нет, ты – растворился…»


 


Как-то уж очень быстро игра обернулась правдой – 20 сентября 2002 года в Кармадоне сошел ледник. Под ним погибла съемочная бригада фильма «Связной», которую возглавлял Сергей…


 


Его родители рано развелись. Он очень тяжело переживал семейную драму. Остался с мамой, поступил в МГУ на исторический факультет. Получил университетский диплом, поступил в аспирантуру. Становиться артистом вовсе не собирался – просто денег на жизнь не хватало, вот и решил подработать, попросил отца – известного режиссера – взять его помощником к себе в новый фильм «Кавказский пленник». Сергей Владимирович согласился, а потом его даже уговорили попробовать Сергея на роль призывника, попавшего в чеченский плен.


 


– Отец его не жалел, гонял страшно, – вспоминает исполнитель главной роли Олег Меньшиков, – это не тот случай, когда папа захотел снять сына в кино. Бодров-старший ворчал: «Играть как профессионал не умеет, пусть будет сам собой».


 


Собственно, Сергей и сыграл в «Пленнике» самого себя, но тем не менее после выхода фильма на экраны получил на фестивале «Кинотавр» приз за лучшую мужскую роль.


 


Во время тех съемок он в первый раз попал на Кавказ. Ему очень понравились горы. Как-то он даже сказал: «Я хочу здесь жить, жаль, что это невозможно»… Горы очаровали настолько, что именно сюда, на Кавказ, он приехал снимать свою последнюю картину «Связной»: был и режиссером этого фильма, и сам же играл главную роль. По сценарию в конце герой погибает. Говорят, на съемках было много мистического. Например, неподалеку от места, где располагалась съемочная площадка, находилось древнее кладбище, «город мертвых». Обитающих там духов, по древнему поверью, нельзя было тревожить…


 


В кармадонской катастрофе пропали без вести 120 человек. Найдено всего 20 тел. Специалисты говорят, что шансов найти следы хотя бы кого-нибудь из съемочной бригады Бодрова нет никаких. Их растерло в порошок. Кроме того, даже если лет через 100 лед растает, все равно песок и камни скрыли все… Сейчас на месте трагедии стоит монумент. Огромный мемориальный камень, и рядом на каменной плите имена всех погибших в лавине.


 


«ВРЕМЯ ПРИДУМАНО ДЬЯВОЛОМ…»


 



 


 


«А Брат – не жив, не убит, не беден, не богат. А Бог все молчит, но кто-то крикнет: «Брат!» Это слова из песни, которую сочинила известная исполнительница Ирина Салтыкова. Она рассказала «Собеседнику», что песню эту она не пела ни по радио, ни по телевидению. Исполняет ее иногда, только для родных Сергея и друзей… Сергей любил рок-музыку, и свою песню Ирина исполняет в манере, которая ему нравилась.


 


– Когда он впервые увидел меня на съемочной площадке «Брата», – говорит Ирина, – он еще не был широко известен. Балабанов подобрал меня и его как подходящую пару. Мы оба были не профессиональные актеры, а такие – «народные». Я очень смущалась, особенно когда нужно было играть интимные сцены, но Сергей всегда меня поддерживал и помогал – ведь у него это была уже не первая картина, опыта было больше. Он заботился обо мне. Приносил кофе, пальто, если холодно было. Говорил: «Не ожидал, что ты такая простая, думал, более пафосная». Мы с Сергеем были друзьями, эту песню о нем я иногда пою для себя…


 


Незадолго до своей смерти он вел передачу «Последний герой». На канале тогда долго решали, кто будет ведущим. Рассуждали, что людям в экстремальных условиях просто необходимо, чтобы рядом была не знаменитость с металлом в голосе, а свой, надежный человек. Выбрали Сергея, он согласился. Отработал в «Последнем герое» – и уехал снимать «Связного»…


 


Его коллеги, те, кто был на съемках рядом с Сергеем, говорили, что в дни перед трагедией он был грустным и очень тосковал по семье. За два месяца до начала работы в картине у Бодрова родился сын. Он каждый день звонил домой, разговаривал по несколько часов. Все просил жену беречь детей. Как будто чувствовал, что жить остается все меньше. Друзья говорят, что одним из любимых выражений Сергея было это: «…Время, которое утекает, придумано дьяволом как противоположность вечности, которая принадлежит Богу».


 


– Он не был зациклен на работе, на актерской профессии, очень любил жизнь, семью, детей, – рассказывала о Сергее актриса Сандрин Боннэр. – Его снимали таким, каким он был в жизни. Ему трудно было изобразить, например, гнев… Семья очень много для него значила. Когда мы работали в картине «Восток – Запад», то иногда грустно говорили о том, что актерам, к сожалению, часто приходится быть вдалеке от родных…


 


В науке, искусстве, кино, среди родных Сергею достаточно было просто быть. Он родился любимым героем. Одни говорят – такое от Бога, другие называют это «эффектом присутствия». Когда от одного только присутствия человека меняется все.


 


«Пешеходы идут, сигналят машины, открываются двери магазинов, сменяются пассажиры на остановке. То есть в принципе мир продолжает жить и без тебя». Только тебя здесь больше нет, и понимать это больно…


 


Марина СУРАНОВА

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела