12 декабря 2006, 08:29 | Автор: Иван Рутов

Взять-то он взял…

Взять-то он взял…
фото:
Что ждет граждан, которые не возвращают банкам потребительские кредиты.

«Для получения кредита достаточно только паспорта и водительских прав! Оформление за десять минут!» — десятки рекламных объявлений каждый день призывают нас не занимать деньги у тещи, а обращаться к профессионалам. Банки борются за клиента, все больше упрощая процедуру получения кредита. Раз предлагают — надо брать, решает будущий заемщик. Только вот отдавать не всегда торопится. В прошлом году объем потребительского кредитования увеличился почти в 2 раза и составил 1,1 триллиона рублей. Как снежный ком растет и количество невозвратов.


ДОЛГИ ВЫБИВАЮТ СТУДЕНТЫ 


Коллекторские агентства, специализирующиеся на взыскании долгов с недобросовестных заемщиков — еще очень молодой для России бизнес. Однако уже нашлись и те, кто за определенную мзду берется помочь должникам избавиться от претензий коллекторов, — антиколлекторские агентства. В тонкостях работы с должниками разбирался корреспондент «Труда».  


…В коллекторское агентство я шла, предполагая, что увижу если и не набор бейсбольных бит и утюгов, то хотя бы парочку крепких парней с суровыми взглядами. Все оказалось менее экзотично. В Центре юридического сопровождения бизнеса долги выбивают в основном студенты: график гибкий, можно работать вечером, после занятий.  


— Сейчас мы занимаемся делами почти 10 тысяч должников, — рассказывает директор по развитию коллекторского агентства Дмитрий Жданухин. — Конечно, у каждого из них своя история. Есть люди, которые действительно попали в сложную ситуацию — например, уволили с работы, умерли родственники, получили травму… Есть так называемые «наивные» должники — те, кто не рассчитал свои силы и финансовые возможности, когда брал кредит (в основном это молодежь). Есть и настоящие мошенники, которые брали долг, не намереваясь его возвращать. Но их немного. 


Дмитрий Жданухин начал заниматься этим бизнесом 2 года назад — уже тогда у кредитных организаций появилась проблема невозвращенных кредитов, с которой они не всегда могли справиться самостоятельно. По разным оценкам, сегодня количество неоплаченных долгов колеблется от 2 до 20 процентов, общая сумма — около 40 миллиардов долларов.  


Решаю на себе испытать, каково это — выбивать долги. «Основная наша работа — на телефоне, — рассказывают сотрудники агентства. — Консультируем, разъясняем. Домой выезжаем только к тем, на кого не действуют другие меры. Если и это не помогло — обращаемся в суд».  


— Главное — не позволять им слишком подробно рассказывать о своих проблемах, — наставляет меня Дмитрий Жданухин. — Иначе завязнешь — у работника ведь не один и не два должника, а несколько сотен. Мы действуем исключительно законными способами, поэтому говорить о том, что завтра придут ребята с битами, нельзя. Но намекнуть на нечто подобное можно, например, такой фразой: «Если не погасите долг, мы будем вынуждены передать ваше дело в другие инстанции. Там найдут более эффективный способ получить с вас деньги, но он может оказаться менее цивилизованным».  


Другой «миф» основан на не слишком хорошей репутации правоохранительных органов: «Если вы не погасите долг, мы подадим заявление в милицию. В тюрьму вас, может, и не посадят, но вы же сами знаете, как работают правоохранительные органы». Остальное человек додумает сам… 


СУРОВЫЕ БУДНИ КОЛЛЕКТОРОВ…  


Вооруженная подробными инструкциями, звоню некой Оксане Михайловне. Должок — около 300 долларов — тянется за ней уже третий месяц. Трубку снимает сама должница.   


— Да как я его верну? — клиентка сразу начинает закипать. — Это не моя проблема, что у этого банка одно отделение на всю Москву! Пока туда доберешься, еще и в очереди приходится стоять! Подавайте хоть в суд, хоть в милицию! Некогда мне!  


С помощью подсказок «коллег» мне удается-таки убедить клиентку, что долг никуда не денется и будет только расти. Немного успокоившись, Оксана Михайловна обещает найти время и на будущей неделе заплатить долг.   


Следующий звонок — так называемому «коллекционеру». Молодой человек оформил несколько потребительских кредитов в разных банках. Вернуть оказалось сложнее, чем взять. Набираю номер мобильника.  


— Алло! Алло! Я вас не слышу! Очень плохая связь! — кричит в трубку мужской голос и отключается.  


— Это уже не в первый раз, — комментирует Дмитрий Жданухин. — Каждый раз, когда ему звонят по поводу долга, он ругает связь и бросает трубку. Мы ему уже и SMS посылали… Будем в суд передавать.  


Случаются в коллекторской работе и курьезы. Как-то раз, например, кредит умудрился взять уголовник, буквально накануне освободившийся из тюрьмы. «Я пришел в магазин, а продавцы как пристали — возьми да возьми в кредит ноутбук. Ну я и взял», — рассказывал он потом коллекторам.  



…И АНТИКОЛЛЕКТОРОВ  


Антиколлекторы тоже не теряют времени даром. По словам Сергея Капустина, консультанта «Первого антиколлекторского агентства», их бизнес в чем-то схож с работой общества по защите прав потребителей.   


— Как правило, люди, которые к нам обращаются, по каким-то причинам не прочитали свой договор, — рассказывает он. — Да и разве можно внимательно изучить его прямо в магазине, если это талмуд на многих листах? Мы помогаем найти в договорах о кредитовании подводные камни. Например, банк указывает процентную ставку 20 процентов, а рядом мелким шрифтом написано, что расчетно-кассовое обслуживание будет стоить еще 5 процентов, причем не в год, а в месяц. Можем в случае необходимости затянуть судебный процесс — пока у клиента не появятся деньги, чтобы рассчитаться с долгом.  


Сейчас в Москве действуют всего два антиколлекторских агентства. Видимо, больше и не требуется: рынок сам себя регулирует.   


— Если бы в нашей стране все было хорошо, наши услуги были бы просто не востребованы, — считает Сергей Капустин. — В России еще не прошли времена утюгов и паяльников. Например, один очень известный московский банк в регионах использует такую схему: должнику звонят, напоминают о долге, если результата нет, то к нему приезжают домой, буквально заталкивают в машину, везут в банк и там под угрозой физического воздействия заставляют подписывать договор перекредитования. Долг этого заемщика растет как снежный ком.  


А как же быть с моралью? Долги ведь все-таки надо возвращать. Антиколлекторы отвечают на это просто: мы не помогаем тем, кто отказывается платить кредит просто потому что не хочется. «Например, как-то к нам обратился мужчина. Я, говорит, взял ипотечный кредит — 100 тысяч долларов. Если поможете мне его не отдавать, то 20 будут вашими. Но мы с такими делами не связываемся», — утверждает Сергей. 



КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА  



Ирина Кремлева, заместитель директора департамента анализа рисков одного из российских банков:  


— Любой банк, участвующий в розничном бизнесе, использует различные методы сбора просроченной задолженности. Наиболее «легкие» долги могут собирать сотрудники банковских подразделений: нам выгоднее сохранить дружественные отношения с клиентом. Другое дело — клиент, не желающий прислушиваться к напоминаниям о просроченной задолженности. С такими желательно работать с помощью специализированных агентств, сотрудники которых имеют опыт в общении с проблемными должниками. Что касается антиколлекторских агентств, то они появились совсем недавно, и в настоящее время они попросту спекулируют на юридической неграмотности населения.


Валентина КУДРИКОВА

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела