05 декабря 2006, 08:20 | Автор: Иван Рутов

Скотленд-Ярд приехал в Москву за подозреваемым?

Скотленд-Ярд приехал в Москву за подозреваемым?
фото:
Больше всего вопросов по делу Литвиненко - к бывшему охраннику Березовского Андрею Луговому...

Расследование обстоятельств смерти Александра Литвиненко перемещается из Лондона в Москву. Бригада сыщиков Скотленд-Ярда в ближайшие дни прибудет в Москву, где допросят несколько российских граждан. В их числе — бывший начальник службы безопасности телеканала ОРТ, человек, близкий к Борису Березовскому Андрей Луговой. К нему у следствия весьма серьезные вопросы.


 


У Лугового радиоизотоп был раньше, чем у Литвиненко?


 


В понедельник российское посольство выдало визы экспертам Скотленд-Ярда, которые в ближайшее время должны вылететь в Москву. В понедельник же в Генпрокуратуру России поступил официальный запрос об оказании правовой помощи в расследовании «дела Литвиненко».


 


Известно, что в Москву приедут девять сотрудников элитного антитеррористического подразделения британской полиции, известного как SO15. Конкретные сроки визита будут дополнительно согласовываться с Генпрокуратурой, но очевидно, что это вопрос ближайших дней.


 


Слишком много вопросов накопилось у следователей к тем, кто встречался с Литвиненко 1 ноября. Это бывший начальник службы безопасности телеканала ОРТ Андрей Луговой и его партнеры Дмитрий Ковтун и Вячеслав Соколенко. Все трое виделись с Литвиненко в отеле «Миллениум», где были найдены следы радиации.


 


Наиболее серьезные вопросы к Андрею Луговому. Дело в том, что он виделся с Литвиненко неоднократно. Следователи выяснили, что с середины октября по 1 ноября он трижды был в Лондоне, четыре раза встречался с Александром Литвиненко и по меньшей мере один раз — с Борисом Березовским. К примеру, с 25 по 27 октября он жил в отеле Sheraton Park Lane, куда к нему приходил Литвиненко. В этом отеле также были обнаружены следы полония-210. Однако, по некоторым данным, у полиции есть все основания полагать, что до 1 ноября Литвиненко еще не был заражен. К примеру, накануне этого дня он ездил в машине своей жены Марины, но следов изотопа в машине не обнаружено. Это может означать, что следы изотопа оставлены именно Луговым.


 


Сам Луговой до недавнего времени заявлял, что прошел медицинское обследование и оказался «чист». Однако в понедельник в газете Sunday Times Луговой признался, что следы полония обнаружены у него самого, у его жены и детей. Это, по его словам, может служить доказательством того, что он Литвиненко не отравлял. «Не мог же я подвергать такому риску родных», — заявил он.


 


По некоторым данным, в 90-е годы Луговой охранял Егора Гайдара — странными совпадениями пестрит вся эта история…


 


Следствие ищет «грязную» бомбу


 


Еженедельник «Санди экспресс» выдвинул версию, согласно которой Александр Литвиненко участвовал в попытках «Аль-Каиды» создать так называемую «грязную» бомбу — заряд на основе обычной взрывчатки, которая распыляет радиоактивные элементы. Предположения газеты основываются на данных источников и на словах итальянца Марио Скарамеллы — он вспомнил, что на встрече 1 ноября Литвиненко рассказывал ему о своем участии в контрабанде радиоактивных материалов. По данным газеты, эту версию следствие рассматривает в качестве одной из основных.


 


Версию о том, что убивший Литвиненко полоний-210 на самом деле предназначался для портативной ядерной или «грязной» бомбы, «Известия» выдвинули первыми. Еще полтора года назад Борис Березовский заявлял, что у чеченских террористов есть такая бомба — для ее полной боевой готовности не хватало лишь одного элемента. Если учесть, что эмиссар чеченских боевиков Ахмед Закаев находится в постоянном контакте с Березовским и был очень близок с Литвиненко, нельзя исключать, что бомба собиралась именно в Великобритании. Полоний-210 мог быть тем самым недостающим элементом.


 


Не следует забывать, что в машине Ахмеда Закаева также найдены следы полония. Сам Закаев объяснил это тем, что подвозил Литвиненко. Но не исключено, что Закаев контактировал с полонием и сам.


 


Скарамелла получил смертельную дозу


 


Один из собеседников Литвиненко, итальянский профессор Марио Скарамелла, помещенный в карантинное отделение одной из лондонских клиник, в воскресенье вечером заявил:» В моем организме находится такое количество полония-210, которое в пять раз превышает смертельную дозу». Его слова прозвучали как смертный приговор. До этого английские врачи утверждали, что в отношении Скарамеллы речь идет не об отравлении, а о заражении радиоактивным изотопом, не опасном для жизни. Прошло даже сообщение о том, что в понедельник его могут выписать из больницы.


 


Случай крайне загадочный. Скарамелла утверждал, что во время встречи 1 ноября с Литвиненко в одном из лондонских суши-баров он выпил только стакан воды. Однако эксперт BBC дал заключение, что дозу радиации, о которой сейчас идет речь, тот не мог получить через простое рукопожатие. Еще одна деталь: в Лондон для экстренного обследования прибыла из Италии подруга Скарамеллы.


 


Таинственный профессор запаниковал: его адвокат заявил в телефонном интервью государственному итальянскому телеканалу RAI, что его клиент готов предоставить следователям Скотленд-Ярда «всю информацию, которую Литвиненко передал ему за все время их контакта». В том числе — аудиозаписи этих бесед. Получается, что Скарамелла работал с ним как с обычным информатором — получал от него необходимые сведения, передавал «гонорары». Но за такого рода деятельность вряд ли можно «схлопотать» отравление дорогостоящим полонием. Вероятно, Скарамелла либо был соучастником в темных махинациях с радиоактивными материалами, либо слишком много об этом знал.


 


Ядерное оружие в кармане


Петр Образцов


 


«Грязной» бомбой сейчас называют устройство, при неядерном взрыве которого происходит только распыление радиоактивных веществ. Этим «грязная» бомба отличается от «чистой» атомной бомбы, где протекает цепная реакция и реализуются все виды поражения при ядерном взрыве — ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение. Простейший вариант «грязной» бомбы — толовая шашка, в которую вставлена ампула с радиоактивным веществом (например, с тем же полонием-210). Взрыв устройства приводит к распространению радиоактивных частиц на значительной площади, по замыслу террористов — в местах скопления людей (вокзалы, кинозалы, школы, стадионы и т.д.). Непреднамеренные взрывы «грязных» бомб фактически уже случались при авариях на атомных объектах, крупнейшими из них являются авария 1957 г. на комбинате «Маяк» (неядерный взрыв перегретого хранилища радиоактивных отходов) и неядерный взрыв на 4-м блоке Чернобыльской АЭС в 1986 г. Простота изготовления и компактность «грязной» бомбы делают ее чрезвычайно опасным оружием, а главное условие предотвращения этой угрозы — строжайший контроль за радиоактивными материалами.


 


Операция «Осадок»


Михаил Леонтьев


 


«Всполошен народ, гнилой и мутный, в шепотах и мыслях, Полониевой смертью» — Шекспир, «Гамлет». «Гнилой и мутный» народ действительно очень качественно всполошен. Настолько качественно всполошен, что возникает впечатление, что его всполошение и было главным смыслом «полониевой смерти». Тем не менее некие очевидные вещи в мутном потоке информации по «делу Литвиненко» просматриваются.


 


Все реальные «одушевленные» источники прямо связаны с Березовским. Сам Литвиненко, бывший охранник Луговой, экс-чекист Трепашкин, якобы автор тюремной малявы об угрозах березовскому окружению (хороши спецслужбы, если давно уволенный и скитающийся по тюрьмам Трепашкин в курсе их «заговора»), автор внетюремной малявы интернетчик Лимарев и т.д.


 


В качестве неодушевленного источника информации фигурирует пресловутый полоний-210. На самом деле в чем безусловные удобства, можно сказать, уникальные, и тех и других источников? Абсолютно управляемые «следы преступления». Все «очевидцы» управляемы и засвидетельствуют все, что понадобится в соответствии со сложно меняющимися обстоятельствами. Люди Березовского могут быть инициаторами, жертвами, их можно использовать вообще в темную, но они по определению управляемы британскими спецслужбами (и не только британскими).


 


Все полониевые «вещественные доказательства» управляемы в принципе. Здесь два варианта. Кстати, один не мешает другому. Полонием в минимальных дозах можно наследить там, где надо. Полоний в минимальных дозах тонкими приборами можно обнаружить где угодно. Поскольку он вообще присутствует в рамках естественного радиационного фона. Заметьте, ни в одном случае не разглашается информация о количестве обнаруженного полония. Все что угодно разглашается: фамилии, адреса… Количество не разглашается. Таким образом можно «по ходу дела» формировать ту картину преступления, которая требуется заказчику.


 


Помните анекдот про то, что «ложки нашлись, а осадок остался»? На сегодняшний день складывается впечатление, что британо-американская оперативно-пропагандистско-политическая тусовка выбрала вариант «осадка от ложек». Предполагается остановиться на версии не управляемых Кремлем ветеранов КГБ, мстящих за унижение страны и службы. Версия удивительно операбельная. Обладая неограниченной гибкостью, она совсем не нуждается в пропагандистском обеспечении. Это прямое попадание в западную мифологию. Можно сказать, тупое цитирование 99% западных триллеров про хаос в постсоветской России и заговор КГБ. Версия «осадок от ложек» позволяет до времени не ставить точек над i в отношениях с так называемым путинским режимом. Типа, «ребята, что вы нервничаете? Мы же вас ни в чем не обвиняем. Пока». То есть «осадок» можно всегда в нужный момент взболтать, используя те же управляемые «следы преступления». Это идеальная конструкция для шантажа российской власти. В той степени, в которой российская власть позволяет себя шантажировать.


 


Вот, собственно, самое существенное. Возможность такого шантажа определяется отнюдь не бреднями про тайную зависимость Кремля от каких-то там заокеанских интересов. Возможность шантажа определяется уязвимостью российской экономики, ее общей слабостью и конкретными «озоновыми дырами» уязвимости. Дело об «осадке от ложек» наглядно показывает, что эти дыры надо латать срочно, если мы хотим сохранить возможность принимать политические решения вне зависимости от интересов шантажистов.


 


Владимир ДЕМЧЕНКО, Игорь ЯВЛЯНСКИЙ

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела