01 декабря 2006, 09:34 | Автор: Иван Рутов

По ком фонит колокол?

По ком фонит колокол?
фото:
Вместе с Литвиненко могли легко заразиться и пассажиры British Airways...

 Простые люди, похоже, попали в орбиту дела об отравлении Литвиненко. Причем рискуют они своим здоровьем. И речь идет не только об иностранцах, но и о нас с вами. По крайней мере о тех, кто летал рейсами British Airways Москва—Лондон. В лайнерах, обслуживающих этот маршрут, была обнаружена радиация.


 


 Чего стоит опасаться россиянам, летевшим этими самолетами? И как нас будут проверять “на полоний”?


 


За комментарием мы обратились к заместителю директора НИИ ядерной физики МГУ имени Ломоносова Николаю ЧИЧЕНИНУ.


 


 — Николай Гаврилович, насколько серьезна опасность заражения для авиапассажиров?


 — Полоний коварен тем, что его способность к диффузии — проникновению в различные материалы — очень высока. Поэтому и химики, и физики так не любят с ним работать. Он буквально вездесущ. Во-первых, полоний легко испаряется, переходит в газообразное состояние и попадает в организм человека через дыхательные пути. Во-вторых, он способен проникнуть в любой материал и осесть на его поверхности, практически через любой заслон, будь то металл или человеческая кожа. Причем так же беспрепятственно полоний покидает среду. Например, при рукопожатии частицы полония зараженного человека быстро передадутся здоровому по принципу “сообщающихся сосудов”. Нужно отметить при этом, что полоний наносит двойной вред. С одной стороны, альфа-частицы, которые образуются при его распаде, наносят радиационное поражение. Кроме того, с точки зрения химических свойств сам по себе элемент полоний является ядом.


 При этом радиационное воздействие полония тормозится тем материалом, в который он проник. Например, если облученный человек летел самолетом, то вероятность того, что заразится пассажир, сидевший в кресле после него, есть, но маленькая. И уж, конечно, нельзя говорить об облучении всего салона, тем более спустя несколько месяцев после полета отравленного человека. Многое к тому же зависит от концентрации полония, но его перевозят только в маленьких дозах. Тем не менее любой пассажир мог подцепить полоний при простом соприкосновении.


 


 — Как проводят анализ на выявление полония в организме человека?


 — Это очень сложный процесс, который невозможно осуществить в медицинском учреждении. Процедура выделения полония проводится в специально оснащенных лабораториях. Для этого достаточно небольшого количества любой живой ткани человека.


 


Зараженный самолет охраняют не строже обычного


 


 — Что с нами будет? Светиться изнутри будем. Вот что будет, — то ли в шутку, то ли всерьез прокомментировал ситуацию с самолетом “Боинг-767” авиакомпании British Airways, задержанным в Москве, один из сотрудников милиции аэропорта “Домодедово”. — Мы, правда, обеспечиваем лишь общественный порядок, не допускаем посторонних в ту зону, где стоит самолет. Но, к счастью, не стоим в периметре — в непосредственной близости от “Боинга”. Это прерогатива службы безопасности самого аэропорта. До сих пор лично мне непонятно, опасен он или нет.


 


 В группе компаний East Line, которые руководят аэропортовыми службами, также развели руками.


 — Мы не получали по этому поводу никаких специальных рекомендаций или инструкций от федеральных агентств и отраслевых ведомств, — сообщили в пресс-службе компании. — Самолет рейса Москва—Лондон, который должен был вылететь в Великобританию в 17 часов, остался в аэропорту. Все пассажиры были отправлены последующими рейсами. Официально авиакомпания сообщила, что борт не поднялся в воздух по техническим причинам. Пока этот самолет находится в “Домодедово”. Ни на какую специальную стоянку его не буксировали. Сам порт работает в штатном режиме. Пассажиры вылетают к местам назначения по расписанию. Кстати, от самой авиакомпании пока не поступало просьб о допуске ее экспертов на самолет.


 


В территориальном управлении Роспотребнадзора по Московской области “МК” сказали, что прежде чем приступить к обследованию пассажиров, которые летели в “Боинге-767”, им потребуется провести более тщательный радиационный контроль самого салона самолета.


 — Без числовых выражений мы не сможем ничего сделать, — сообщил нам представитель ведомства. — Только исходя из полученных показателей, можно решить, нужно ли обследовать пассажиров. Ведь следы могут быть и не обнаружены: излучение может оказаться ниже чувствительности приборов. Кстати, в наших лабораторных условиях выявить, облучен человек или нет, к сожалению, невозможно. Возможно, лишь в некоторых московских институтах можно сделать такой анализ. За рубежом, например, существуют так называемые сигнализаторы излучения человека. С их помощью в организме человека можно найти любое вещество.


 


 Мнение авиаэксперта:


 — Следы радиации могли остаться на самолете после любого рейса. Правда, подобные материалы запрещены к перевозке воздушным транспортом, и в принципе в аэропортах должна была бы существовать радиационная служба, но она, как правило, не работает. Причем ни в одном аэропорту мира, ни в сингапурском — самом развитом, ни в сеульском. Уж на что японцы после Хиросимы к радиации относятся осторожно — практически у каждого имеются индивидуальные счетчики, — но и у них такого контроля в аэропортах нет.


 Но даже если бы такой контроль и существовал, радиоактивные вещества обнаружить было бы все равно практически невозможно. Например, смертельные дозы такого вещества, как полоний, можно провезти и в брелоке для ключей, и в пряжке ремня, так как некоторые металлы гасят его излучение, и при досмотре в аэропорту его не зафиксирует ни одна, даже самая точная аппаратура.


 При этом в самом самолете никаких следов этого вещества обнаружить тоже не удастся, если, конечно, человек задался целью провести его незаметно. “Наследить” он мог, если только радиоактивная пыль осталась на самом человеке, который поднялся на борт самолета. Например, на его ботинках, одежде, коже…


 К примеру, после чернобыльской аварии все ликвидаторы, которые разлетались потом по городам Союза, везли на себе целый шлейф радиоактивных частиц. После этого приходилось “чистить” чуть ли не все самолеты страны, хотя радиация была в таких маленьких дозах, что не влияла на здоровье человека.


 Так что можно сказать, что тот, кто “наследил” полонием во время перевозки, — человек неграмотный, так как не использовал нормальный контейнер. Либо можно предположить, что “след” оставлен специально, чтобы запутать следствие.


 


 Куда обращаться пассажирам зараженных рейсов


 Большую часть проблем с радиацией в Москве решает МосНПО “Радон”, однако это выходит за пределы его компетенции:


 — Людям, которые опасаются, что они облучились в самолете, следует обратиться в санэпидслужбу аэропорта, — пояснил заместитель генерального директора “Радона” Олег Польский. — Если заражение произошло в городе — нужно идти в санитарно-эпидемиологическую службу по месту жительства. Специалисты там обладают всем необходимым оборудованием и знаниями для того, чтобы установить наличие или отсутствие радиационного фона и принять решение о том, как дальше поступать с облученным человеком.


 


Подготовили Алексей АНИЩУК, Андрей ЯШЛАВСКИЙ, Диана АРУСТАМОВА,


Светлана ОСИПОВА, Ольга БОЖЬЕВА, Олег ФОЧКИН, Сергей САМОЙЛОВ


 


Публикуется в сокращении

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела