14 ноября 2006, 13:26 | Автор: Иван Рутов

Без кайфа нет лайфа

Без кайфа нет лайфа
фото:
В России все еще существует движение хиппи.

Хиппи — фактически самая первая неформальная молодежная субкультура. Именно она дала старт всем другим молодежным течениям, таким как панки, рокеры, металлисты и даже толкиенисты. Практически все традиции, обычаи, сленг и культура взаимоотношений последующих субкультур были заимствованы у хиппи. Именно благодаря им молодежь в полной мере осознала прелесть и соблазны бунта против старшего поколения, жизни без копейки в кармане в постоянном наркотическом опьянении.


В обществе сложилось мнение, что хиппи ушли вместе с прошлым веком, однако это далеко не так. На одну из традиционных их встреч, которая проходила в Москве 1 апреля 2006 года, собралось несколько тысяч человек. И это только малая часть приверженцев данной неформальной культуры.



Занимайтесь любовью, а не войной


В 50-60-е годы прошлого века в среде творческой интеллигенции и джазовых музыкантов стал формироваться образ молодого человека, презирающего общественные нормы поведения и общепринятую мораль. Чуть позже таких людей стали называть битниками. Из их среды вышло много интересных личностей. Например, известные американские писатели Джек Керуак, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз были битниками и причисляли себя к потерянному поколению.
Именно в этой среде с середины 60-х начала формироваться субкультура хиппи. Само название «хиппи» было, как и в случае со словом «панк», придумано журналистами. В 60-х годах существовало устойчивое сленговое выражение — to be hip (англ. «быть в курсе», «просекать»). Так обозначали молодежь, которая пыталась лезть туда, куда ей, по мнению властей, лезть не следовало. Именно благодаря своим яростным антивоенным митингам хиппи и стали широко известны по всему миру.


Война США во Вьетнаме вызвала бурю протестов у мирных граждан, однако некоторый пуританизм, свойственный западному обывателю 60-х, не позволял им выражать свое недовольство открыто. И все же многие молодые люди не побоялись заявить властям свое несогласие с политикой президента. Именно тогда и сформировалась центральная идеология хиппи — пацифизм, или абсолютное отрицание любых форм насилия.


Молодых длинноволосых людей, одетых в рваные джинсы и майки, жестоко разгоняли полицейские, но хиппи не оказывали им никакого сопротивления. Нередко они просто садились или ложились на землю, выкладывая своими телами антивоенные лозунги. В волосы и бороды заплетали цветы как символ мира. Вместо противодействия органам правопорядка вставляли в дула ружей и автоматов цветы. Именно тогда появился главный лозунг хиппи — «Make love not war» (англ. «Занимайтесь любовью, а не войной»), а также другое название хиппи — «дети цветов».


Большую их часть составляли дети обеспеченных родителей, которые не желали наследовать семейный бизнес, становиться добропорядочными гражданами и в точности следовать общепринятым нормам поведения. Также им была ненавистна система ценностей, основанная на культе вещей и росте собственного благосостояния. Многие из таких людей, увлекшись рок-н-роллом, идеями буддизма и даосизма уходили в странствование по дорогам США и Европы, долго не засиживаясь на одном месте. Те же, кому больше нравился оседлый образ жизни, создавали свободные поселения, основанные на абсолютном равенстве всех членов коммуны и полном отсутствии каких-либо моральных и этических запретов.


Одна из самых известных коммун хиппи — Свободный город Христания, расположенный недалеко от Копенгагена. В 1971 году группа молодых людей вселилась в старые армейские казармы и основала независимый город. Множество раз власти пытались разогнать его, потому что здесь процветала торговля наркотиками. Однако в итоге хиппи добились своего, и Христания существует по сей день: там можно свободно употреблять легкие наркотики. Но теперь это уже не коммуна в чистом виде, а некая оригинальная туристическая достопримечательность, а также своеобразная Мекка для хиппи из других стран.


Хиппи пропагандировали free love (англ. «свободную любовь»); весомая часть их культуры базировалась на употреблении наркотиков, которое оправдывалось поиском определенных духовных истин в состоянии измененного сознания.


Словом, была создана мощная контркультура в противовес общепринятой. Это была фактически единая система ценностей, пропагандируемая через живопись, музыку, нередко даже и театр. Например, культовая рок-опера Эндрю Ллойд Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда» сделана с многочисленными ссылками и намеками на культуру хиппи.


Кстати, в этой среде даже существует легенда о том, что Иисус был первым хиппи, заложившим традиции вечного путешествия без копейки в кармане. Одно время представители этой субкультуры носили майки с портретом Христа и надписью «Иисус был хиппи». Излишне говорить, что подобные высказывания вызывали недовольство церкви, как и слова одного из основоположников идеологии хиппи, солиста «Битлз» Джона Леннона о том, что «христианство изжило себя, и сейчас даже мы популярнее Христа».


Приблизительно к середине 70-х годов прошлого века движение хиппи в США и Европе стало не таким массовым. Хипповская мода уступила место другим стилям, да к тому же их главная идеологическая и политическая задача была выполнена: благодаря массовым акциям протеста война во Вьетнаме была остановлена, а американская армия стала профессиональной.



«Дети цветов» против коммунистов


Расцвет хипповского движения в СССР приходится приблизительно на конец 80-х годов прошлого века, хотя самые первые хиппи появились в Союзе еще в середине 70-х. Сначала они пытались полностью копировать стиль поведения и жизненные ценности западных собратьев, однако с учетом специфики жизни в тоталитарном государстве вынуждены были адаптироваться к местным условиям. Во многом этому способствовало ярое неприятие хиппи коммунистической партией, которая воспринимала крайне враждебно молодых людей с длинными волосами, не желающих работать, учиться и выглядеть согласно единому стандарту облика советского человека. Да к тому же еще поклоняющихся западной культуре. И здесь принцип непротивления, с успехом использованный в США, мало чем мог помочь.
Тогда отечественные хиппи создали некую единую организацию, или, точнее сказать, свое государство в государстве, предназначенное для того, чтобы помогать друг другу. И назвали его Системой. Суть Системы заключалась в оказании абсолютно любой помощи собрату по субкультуре. Хиппи из Новосибирска мог приехать в абсолютно незнакомый ему город и, найдя «своих», получить все — жилье, еду, досуг, наркотики и подругу на ночь. Этот круг был замкнут. То есть тот же самый человек из Новосибирска, будучи у себя дома, так же обустраивал жизнь приезжих единомышленников.


Чувство общности принадлежащих к Системе было настолько сильным, что люди фактически жили исключительно внутри нее, практически не вступая ни в какие более-менее близкие отношения с обычными «совками».


Хиппи 80-90-х — это молодой человек или девушка в рваных джинсах, с огромным рюкзаком за плечами и без копейки денег в кармане, не знающие, где они будут сегодня ночевать. И все же из данной среды вышло довольно много успешно реализовавших себя людей. В большинстве своем это рок-звезды: Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Армен Григорян, Юрий Шевчук… Конечно, подавляющее большинство людей, чья бурная молодость так или иначе была связана с движением хиппи, давно откололись от этой субкультуры. Однако кое-кто, например, одна из идеологов движения российских хиппи Анна Герасимова (группа «Умка и Броневичок»), все же продолжает ассоциировать себя с движением и оставаться в нем, при этом не стремясь к большой популярности в народе.



Флэт, стрит и автостоп


Многие понятия западных хиппи прочно вошли в жизнь отечественных и остаются в ней по сей день. Например, «флэт» и «стрит» (англ. flat — «квартира» и street — «улица»), которые были не только местом обитания представителей этой среды, но и сутью их жизни. На улицах, в местах сборищ хиппи еще в советские времена шел обмен новостями о «квартирниках» (закрытых концертах для своих), курсировали различные сплетни. Здесь были свои знаменитости и авторитеты. Самые известные «явки» в Москве — это Гоголевский бульвар и Старый Арбат. В Питере культовым местом было кафе «Сайгон» на Невском.
Эти «точки» существовали и для того, чтобы приехавший автостопом мог легко найти своих и «вписаться» (то есть найти себе ночлег) на «флэт». «Флэт» — это не просто квартира, где любой желающий из тусовки мог найти ночлег как на одну ночь, так и на более длительное время. Фактически это дом без дверей, некое подобие западной коммуны в малогабаритной советской квартире. Здесь все было общим, и хозяева лишь номинально следили за каким-то подобием порядка. Конечно, периодически на такие квартиры устраивались облавы, благо повод для этого у милиции был всегда: до появлении культуры рэйверов в середине 90-х хиппи были одной из самых мощных организаций, распространяющих наркотики как внутри своей субкультуры, так и вовне.


Автостоп тоже играл очень важную роль. Сами хиппи называли это путем, дорогой духовного совершенства. Однако на практике все сводилось к тому, что квалифицировалось тогдашним УК как «бродяжничество» и «попрошайничество». Без денег, с рюкзаком, в котором были только спальник и некоторые личные вещи, они в одиночку или парами путешествовали не только по всему бывшему Союзу, но нередко добирались даже до Индии — культового места для всех хиппи. При этом ухитрялись почти свободно проходить границу туда и обратно.


Ежегодным большим мероприятием хиппи был фестиваль «Радуга», который каждый раз в целях конспирации проводился в новом месте, известном только посвященным. Где-нибудь на природе ставился палаточный лагерь, в котором хиппи жили иногда и по несколько недель. Правоохранительные органы с завидным постоянством разгоняют подобные сборища и сегодня, мотивируя это полной антисанитарией лагеря и употреблением наркотиков.



Пацифисты XXI века


Субкультура хиппи существует в России и по сей день, однако ее приверженцы, в отличие, скажем, от панков или металлистов, не так привлекают внимание прохожих. Яркая мода с расшитыми цветами джинсовками и колокольчиками на брюках-клеш ушла в прошлое. Стрит заменил интернет, где гораздо проще получить всю необходимую информации о жизни тусовки. У хиппи даже есть свой глобальный портал www.hippy.ru. Однако по-прежнему проводятся «квартирники», где поют известные исключительно в своей среде музыканты. Если же говорить о возрасте, то нынешние хиппи — это не только те люди, которым сейчас по 40-50 лет, но и молодежь — поколение 80-х.
Что же касается их идеологии… Не будем анализировать, насколько современными представителями движения выполняются все его постулаты, однако их кодекс сегодня гласит:



Хиппи — это свободный человек. Хиппи отрицают общество, основы государства. Для них не существует законов. У них нет морали.


В принципе, у них ничего нет. Особенно у них нет денег.


Они не понимают, что такое граница и почему ее нужно охранять?


Хиппи не знают, что такое война и не участвуют в ней.


Хиппи против убийства.


Они — антиглобалисты.


Они — вегетарианцы.


Они — индивидуалисты. Живут группами, в которых проявляют


свою индивидуальность.


Они — творцы.


Они считают, что нельзя уродовать природу, — отсюда длинные волосы, естественность, натуризм.


Они не понимают, что такое пол, семья. Они ориентированы любить.


Они не понимают, что такое свой ребенок и что такое чужой ребенок.


Они дружелюбны и доброжелательны, их любовь к миру безгранична.
Любовь — религия хиппи.


Ну и выводы из этого кодекса каждый вправе сделать сам…


Антон СОЛОВЬЕВ

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела