Быстрицкая: Неправда, что новый фильм мне не понравился!
— Я смотрю фильм. Но не хочу давать свои комментарии. Это должен делать зритель, — ответила Элина Авраамовна. — Бондарчук — большой мастер. В нашем фильме Герасимова он мечтал сыграть Григория Мелехова, но режиссер выбрал другого актера.
— Говорят, исполнитель роли Мелeхова Петр Глебов, ваш партнер по съемкам, вам с первого же дня очень не нравился. Но это устраивало режиссера, говорил, мол, если не равнодушна, значит, сыграет.
— Мне сейчас не хочется никого хвалить или ругать. И неправда, что новый фильм мне не понравился.
— По-моему, Аксинья в вашем исполнении больше похожа на казачку, а в новом — она, скорее, иностранка, красавица, но не героиня Шолохова!
— Это ваше мнение, а я не даю комментариев.
— А правда, что вы поправились специально для своей роли Аксиньи на
— Да. Обо всем я уже написала в своей книге «Встречи под звездой надежды».
— Еще я слышала, что на роль Аксиньи, кроме вас, пробовалась Нонна Мордюкова, которую не взяли. И потом пошел слух, что вас, неизвестную актрису из Вильнюсского театра, Герасимов выбрал, потому что вы ему приглянулись как женщина?
— Я даже обсуждать это не буду. Это чушь. А утвердил меня на роль Михаил Шолохов.
МНЕНИЕ КИНОКРИТИКА
Лучше бы ЭТО оставалось в итальянских сейфах
О фильме «Тихий Дон» правильнее было бы вообще ничего не писать. Из уважения к заслугам постановщика «Войны и мира», «Ватерлоо» и «Они сражались за Родину». Он так мечтал об экранизации шолоховской эпопеи, что, борясь с преградами на своем пути, отодвинул в сторону сам здравый смысл. Снять «Тихий Дон» во времена развала советского кино на деньги государства (а значит, на родном языке и с российскими актерами) не представлялось возможным. Но и снимать национальный эпос с актерами зарубежными на деньги итальянского продюсера тоже было нельзя. 15-летняя несчастливая история с «пропавшими» материалами картины — тому подтверждение.
«Тихий Дон» мог остаться легендой, продолжай он пылиться где-нибудь в итальянских сейфах. Но Федор Бондарчук честно выполнил свой сыновний долг, доведя до конца изначально обреченный отцовский труд. Получиться не могло ничего, кроме душистой развесистой клюквы. Чудовищно сыгранной и открыточно снятой мелодрамы, скользящей по поверхности сюжета знаменитого романа. Можно долго издеваться над англичанином Рупертом Эвереттом (прекрасно справляющимся с ролями оскаруайльдовских джентльменов и подружек Мадонны) в виде Гришки Мелехова. Но кино — искусство режиссера, и Руперт ни в чем не виноват. Так же, как и другие — наши и не наши — актеры.
Фильм делался с прицелом на международную телеаудиторию — в жизни не слыхавшую о Шолохове и с трудом выговаривающую имя Аксинья. Но мода на русскую дикость давно в прошлом. Нашему же зрителю, несомненно, останется куда милее и ближе старая трехсерийная экранизация «Тихого Дона» Сергеем Герасимовым. И старые шедевры Сергея Бондарчука, чье величие нисколько не умаляет его посмертный провал.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Стала известна прелестная история о телевизионных нравах
За день до премьеры «Тихого Дона» извечный конкурент Первого канала — «Россия» — поставил в прайм-тайм фильм «Лучший друг». Главные роли в нем играют Мадонна и Руперт Эверетт. Герой Руперта, как и сам актер, гомосексуалист (на этом построен весь сюжет) и по ходу картины занимается сексом с мужчинами.
Вероятно, это был вполне осознанный «подарочек» конкурентам: зритель, который посмотрит «Лучшего друга», уже точно никогда не сможет поверить в Гришку — Эверетта.
Нам неизвестно, какие именно ответные действия предпринял Первый канал, но «Лучшего друга» с эфира в последний момент сняли. Вместо него канал «Россия» показал картину с символичным названием «Покаяние».
КСТАТИ
Нонна Мордюкова, не получив роль Аксиньи, хотела покончить с собой!
Нонна Мордюкова в своих воспоминаниях признавалась, что очень рассчитывала на роль Аксиньи. Мордюкова была выпускницей курса, который вел Герасимов. И ее дипломной работой была именно Аксинья, ее игру Герасимов оценил на «отлично», потому Нонна была уверена, что учитель возьмет ее в свой фильм.
По словам Мордюковой, то, что на роль утвердили Быстрицкую, для нее было таким ударом, что она едва не наложила на себя руки. А позже, встретив Быстрицкую на одной из кинотусовок, при всех ей сказала: «У, проклятая, сыграла все-таки».
«ТИХИЙ ДОН»: ДОЧЬ ШОЛОХОВА ВЫКЛЮЧИЛА ТЕЛЕВИЗОР НА ПЕРВОЙ СЕРИИ
Известные ростовчане обсуждают фильм Сергея Бондарчука
Новый «Тихий Дон», который с начала этой недели показывает Первый канал, вызвал большой ажиотаж. Сейчас в Ростове только и разговоров, что о Гришке-англичанине и Аксинье-француженке. Мы попросили известных жителей Дона поделиться своими впечатлениями от просмотра.
«Это — красивая картинка без души»
Владимир ВОРОНИН, зам. атамана Всевеликого Войска Донского:
— Такой ажиотаж приятен, потому что вызывает интерес к произведениям Михаила Шолохова. Однако этот фильм — красивая картинка без души. Люди ничего не поняли, а актеры явно не читали Шолохова. И еще: не может женщина-казачка ходить простоволосой, как в случае с Аксиньей, это стыд! Все равно что голая.
«Снимать новую версию после фильма Герасимова — ошибка»
Василий АЛЕКСЕЕВ, восьмикратный чемпион мира и Европы по тяжелой атлетике:
— Первую серию я посмотрел мельком, но впечатление у меня сформировалось четкое: фильм мне не нравится! Я привык к «Тихому Дону» Герасимова, некоторых актеров знаю лично, например, Элину Быстрицкую. А эти иностранцы в роли донских казаков — чепуха какая-то… Считаю, что сама ошибка — после фильма Герасимова снимать новую версию. Это знаете, как бывает: полюбил женщину, проснулся, а она тебе чужая. Так что сериал Сергея Бондарчука смотреть не буду.
«Смотреть такой «Тихий Дон» вредно для здоровья»
Светлана ШОЛОХОВА, дочь писателя:
— Сериал принципиально смотреть не буду. Не хочу расстраиваться, в моем возрасте это очень вредно для здоровья. Первую серию насилу досмотрела до половины и выключила телевизор. Не выдержала. Ну что это за полудохлый Григорий и цыганка какая-то Аксинья? Это клюква для запада, а не кино для русских.
«Что делать с английской челюстью Григория?»
Николай СОРОКИН, главный режиссер театра им. Горького:
— Любое обращение к творчеству нашего гениального писателя Михаила Шолохова — очень хорошо. Уверен, что после просмотра фильма найдутся тысячи людей, которым захочется прочесть «Тихий Дон». Уже одно это будет говорить об успехе сериала.
Фильм делался для Запада, а не для России. Мы все до сих пор находимся под влиянием «Тихого Дона» Сергея Герасимова и привыкнуть к новым героям будет очень сложно. Думаю, поток страстей, который происходит на экране, произведет впечатление на западного зрителя.
Лично мне не очень нравится экзотика, которую привнесли в «Тихий Дон» иностранные актеры. Ну что делать с этой высокой английской челюстью Григория? Да и казачка из француженки тоже вышла не очень. Для меня навсегда Григорием и Аксиньей останутся Петр Глебов и Элина Быстрицкая.
Владимир Бородин вместо Руперта Эверетта бежал в атаку и прикидывался мертвым в канаве.
ИСТОРИИ СО СЪЕМОК
Дублеру Гришки платили 60 рублей в день
Дублировал Эверетта-Мелехова не профессиональный актер, а обычный станичник Владимир Бородин. Он как две капли воды похож на Руперта, да и пышная смоляная шевелюра казака ничем не уступала английской. — Главное, что мне сказал Бондарчук, чтобы я в камеру не смотрел, — вспоминает Владимир. — А у меня как назло голова в ту сторону сама поворачивалась. Тогда на меня режиссер кричал: «Не смотри!»
Приходилось снимать дубль заново. Что делать приходилось? Да ничего особенного. Проскакал на кобыле перед камерой, а потом в атаку бежал и мертвым в канаве прикидывался. Но все равно приятно, что в кино снялся. Да еще и 60 рублей в день платили. Чем плохо?
С самим Эвереттом его дублер за год съемок так ни разу и не поговорил:
— А как с ним говорить? Он русского не знает, а я английского. Да и не очень мне он нравился, не такой Гришка должен быть. Ну какой с него казак, когда он на лошади хорошо ездить не может?!
Знаменитый режиссер махнул стопку вместе с народом.
Как Бондарчук массовку морозил
— На дворе стоял январь 1991 года. Мороз -30 градусов, ветер, — вспоминает Алексей КОЧЕТОВ, зав. информационным отделом Музея-заповедника М.А. Шолохова. — Едем на своем стареньком музейном автобусе «Кубань» за Дон, на крутояр за хутором Калининским, где будут съемки «отступа» хуторян после нападения «красных». Вываливаемся в зимних пальто, полушубках и валенках и смешиваемся с такой же разношерстной толпой «периода Гражданской войны». Ждем съемок, но они почему-то откладываются. Неожиданно появляются сало, яйца, лук, хлеб, стаканчики… Сколько можно мерзнуть?! Пригубили люди по малой — вроде потеплело. Через некоторое время к нам подошел Бондарчук, вид его был озабоченным.
— Сергей Федорович, угощайтесь, чем Бог послал…
Режиссер едва пригубил, спросил, как настроение, и отошел. «Стол» свернули, полезли в автобус: мороз и ветер брали свое. Мелькнула мысль: правильно тянул время Бондарчук. Ну разве можно снимать трагедию хутора, когда массовка чуть ли не петь и плясать готова? А вот теперь, изрядно поморозив людей на юру, — другое дело.
Подготовили Максим КАДАЕВ, Юрий РЕДЬКИН, Ирина ЛЕНЕВСКАЯ.
Фото Дмитрия НОРОВА, Юрия РЕДЬКИНА, Светланы ДРУЖИНИНОЙ и из архива Музея-заповедника М.А. Шолохова.