«Тихий Дон» вернулся в Россию, но поголубел
Эту картину изначально приняли в штыки. Она создавалась в крайне негативной атмосфере и в тяжелейших условиях. У нее вообще не было шанса выйти на экран! — такими словами ошарашил журналистов, собравшихся на презентацию сериала «Тихий Дон», Федор Бондарчук, завершивший гигантский труд своего отца.
Экранизировать роман нобелевского лауреата Михаила Шолохова Сергей Бондарчук мечтал чуть ли не всю сознательную жизнь, но серьезно начал задумываться о проекте в конце 80-х. У коллег по киноцеху идея энтузиазма не вызывала. – «Есть же замечательная картина Сергея Герасимова, зачем нам еще один «Тихий Дон»? Да и денег нет на такие грандиозные эксперименты», — шипели в Союзе кинематографистов.
На «Тихом Доне» можно было поставить крест, но… руку помощи протянул итальянский продюсер Энцо Рисполи. Узнав о планах русского оскароносца, он предложил спонсировать картину с условием: это будет сериал, из которого потом сделают и полнометражную версию, говорить герои будут на английском, а главных персонажей сыграют иностранцы. Таким образом, на роль Аксиньи была отобрана юная француженка Дельфин Форест, изначально хотевшая сыграть Наталью, Бен Газзара стал генералом Секретовым, Пантелея Мелехова согласился сыграть Ф. Мюррей Абрахам («Оскар» за роль Сальери в фильме «Амадей»). А главную роль — Григория Мелехова — доверили Руперту Эверетту. В остальных ролях заняты Ирина Скобцева (Василиса Ильинична), Алена Бондарчук (Наталья), Борис Щербаков (Степан), Андрей Руденский (Евгений Листницкий), Владимир Гостюхин (Петр) и Наталья Андрейченко (Дарья).
Арестованный шедевр
Два года шла работа над сериалом, и так случилось, что первый же съемочный день совпал с началом путча 1991 года. Итальянцы и так были напуганы Россией до колик. «Не представляем, как мы тут будем год обходиться без удобств?» — с мученическим видом вещали они в камеру, снимаясь в документальном «фильме о фильме». Танки на улицах Москвы стали последней каплей. Киногруппа направлялась в Алабино для натурных съемок, когда дорогу им перекрыла колонна бронетехники.
Остановить повальное дезертирство удалось только обещанием перенести все работы в павильоны «Мосфильма» и увеличить стоимость страховки для всей команды. Когда ситуация в стране стабилизировалась, группа даже выехала на Дон — в натуральную казачью станицу, где для создания колорита всего-то и пришлось восстановить разрушенную церковь.
За девять с половиной месяцев фильм был полностью отснят, Сергей Бондарчук приступил к монтажу, но случилось непредвиденное — готовые 160 тысяч метров пленки отобрали за долги. Потом уже выяснилось, что Энцо Рисполи параллельно затеял другой мегапроект — «Чингисхан», под который, как и под «Тихий Дон», взял огромный банковский кредит. Не в силах расплатиться, он объявил себя банкротом, и все имущество продюсерской фирмы арестовал банк. Финансовые дрязги вконец подкосили здоровье Сергея Федоровича. Очень скоро великий русский режиссер умер, а его фильм бесследно пропал на 13 лет.
Многотысячная массовка
Вернуть картину пыталась семья режиссера. Но даже родственное право не помогало в запутанной ситуации с долгами. Все эти годы «Тихий Дон» хранился в сейфе итальянского банка, о чем в России узнали совершенно случайно. К делу возвращения фильма на родину подключились высшие государственные чины, включая президента Путина. А два года назад прямые долги в банке перешли в другое состояние, что дало возможность Первому каналу выкупить пленку.
— Я как раз сидел в окопах «9 роты», когда мне позвонил Константин Эрнст, — рассказывает Федор Бондарчук, сын режиссера. – «Ты стоишь? — спрашивает он меня. — Ну, сядь. Закури что-нибудь». — Я отвечаю: не томи! Что случилось-то? А он в ответ: «Тихий Дон» в России. Ты будешь его доделывать». Смонтировать картину помогли заметки режиссера и его записи в дневнике.
Естественно, фильм пришлось заново озвучивать. Русские актеры справились с задачей сами, а вот иностранные заговорили голосами Марины Зудиной, Максима Суханова, Сергея Гармаша. Текст от автора прочитал Никита Михалков.
«Голубой» Григорий Мелехов
Британец Руперт Эверетт внешне как никто другой подходил на роль Григория. Высокий (рост
О том, что его главный герой — любовник-гей, Сергей Бондарчук узнал уже во время съемок. Это сейчас Руперт трубит о своей «голубизне» во всех изданиях, сетуя на притеснения гомофобного Голливуда и одиночестве гея, которому «за 40». В начале 90-х он еще держался паинькой, разве что в кадре излишне пылко целовал Владимира Гостюхина, а свою возлюбленную Аксинью — слегка «клевал» сухими губками в щечку.
Рассказывают, что Бондарчука чуть удар не хватил, когда однажды в номере Эверетта он наткнулся на симпатичного парнишку, зачищавшего следы бурной ночной деятельности звезды.
Смирившись с «голубизной» казака Мелехова, режиссер, тем не менее, стал относиться к Эверетту строже, чем к остальной команде.
— Бондарчук очень обаятельный, но иногда становился жестким и даже невежливым, — вспоминает Руперт. — Но работать с ним было интересно. Он гений. Вообще это была прекрасная работа: интересный материал, забавные русские с их запоями, прекрасная страна. А еще мне заплатили такую кучу денег, что я чувствовал себя просто счастливым!
А члены съемочной группы с восторгом рассказывают, какой кровью давались команде романтические сцены между Григорием и его женщинами. Ведь Сергей Бондарчук изначально нацелился снять именно историю любви Мелехова и Аксиньи.
— Да не нюхай ты ее! Поцелуй нормально! — срывался режиссер на Эверетта.
Тот в ответ лениво пожимал плечами, с британской невозмутимостью обнимал Дельфин Форест и… привычно тыкался носом куда-то в район ключицы партнерши.
Анна НАДЕЖДИНА