Россияне не любят своих миллиардеров, а имена их толком никто не знает
По привычке, россияне считают богачами олигархов ельцинской поры.
Элита отечественного бизнеса, сформировавшаяся при Владимире Путине, не знакома россиянам. Самыми богатыми людьми России они считают Романа Абрамовича, Бориса Березовского, Анатолия Чубайса и даже Михаила Ходорковского с Владимиром Гусинским. Руководителей крупнейших государственных компаний — “Газпрома”, “Роснефти”, ВТБ — россияне среди богачей не числят. Госкапиталистам информационная активность ни к чему, а люди помнят тех, кто не сходил с экранов телевизоров в 1990-е гг., объясняют эксперты.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование об отношении россиян к самым богатым людям страны 7-8 октября
Самым богатым россияне считают владельца лондонского Chelsea Романа Абрамовича (37%). На втором месте — политэмигрант Борис Березовский (24%). За ним следуют руководитель РАО ЕЭС Анатолий Чубайс (20%), отбывающий заключение Михаил Ходорковский (11%), президент “Интерроса” Владимир Потанин и находящийся в федеральном розыске бизнесмен Владимир Гусинский — по 5%.
В списке богачей, составленном по результатам опроса, также фигурируют второй президент Владимир Путин, мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, первый президент Борис Ельцин, совладелец “Русала” Олег Дерипаска, поп-звезды Алла Пугачева и Филипп Киркоров, российский посол на Украине Виктор Черномырдин.
Со списком богатейших россиян за
Бизнесменов путинской волны — руководителей крупнейших госкомпаний — “Газпрома”, “Роснефти”, “Рособоронэкспорта”, Внешэкономбанка, Внешторгбанка — респонденты не называли вовсе. “Богачи у людей по-прежнему ассоциируются с фигурами 1990-х. О существовании даже такой крупной компании, как «Газпром», знают всего 63% россиян, про предправления Алексея Миллера слышало еще меньше”, — констатирует гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Неудивительно, что граждане не называют богачами крупных бизнесменов путинского времени, соглашается замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин: “Они нечасто появляются в СМИ, а граждане не читают списки Forbes”.
Руководители госкорпораций — не артисты и пиар им ни к чему, говорит источник в Кремле: граждане должны знать о госкомпаниях и их достижениях, а не о конкретных менеджерах, которые стоят на службе у государства.
“Богданчиков — наемный менеджер, и ему надо сделать узнаваемой и успешной «Роснефть», а не себя”, — соглашается с логикой кремлевского чиновника сотрудник “Роснефти”. Несколько месяцев назад Богданчикову пришлось возвращаться из Петербурга в Москву поездом в обычном вагоне, рассказывает один из пассажиров этого поезда. И бизнесмена никто не узнал, хотя незадолго до этого “Роснефть” проводила масштабную рекламную кампанию, призывая рядовых граждан подписываться на ее акции.
Пресс-секретарь Миллера Сергей Куприянов сомневается, что о “Газпроме” знают только 63% россиян: “Мы уверены, что таких людей больше”. А вот руководителю газовой монополии популярность ни к чему, полагает Куприянов, главное — известность и имидж компании.
Большинство опрошенных уверены, что крупные бизнесмены нажили свое состояние нечестным путем. Чем известнее богач, тем больше сомнений у респондентов в его честности. Чубайса нечестным считают 77% россиян, Березовского — 71%, Ходорковского — 66%, Абрамовича — 64%. “В России люди традиционно уверены, что заработать большое состояние честным путем невозможно”, — объясняет Федоров. С середины 1990-х гг. негативное отношение к олигархам — финансовым магнатам, влияющим на политические процессы, — не изменилось, добавляет Гражданкин.
“То, что Чубайса не любят, естественно, — говорит член правления РАО «ЕЭС России» Андрей Трапезников. — Ни в одной стране мира реформаторов не любят. Сам Чубайс как-то говорил, что хуже реформ может быть только революция. То, что касается богатства, чушь полная. Хотя обывателя, наверное, в этом не убедить”.
В России не налажена коммуникация между гражданским обществом и крупным бизнесом, объясняет мифические представления россиян о самых богатых соотечественниках завкафедрой политической психологии психфака МГУ Елена Шестопал: “Во всем мире бизнес пытается заручиться поддержкой общества, а в России элиты, напротив, становятся все более непрозрачными: и в бизнес, и в политику приходят выходцы из чиновного, аппаратного мира, которым комфортнее работать в закрытом режиме”.
Сознание россиян мифологизированно, соглашается заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко, это упрощает власти задачу манипулирования, в том числе в информационном пространстве.