13 ноября 2024, 13:11 | Автор: Вадим Ардов

Ольга Вертей: «Мы учим школьников жить в правовом государстве»

Ольга Вертей: «Мы учим школьников жить в правовом государстве»
фото:
Кандидат экономических наук, эксперт в области подготовки к госэкзаменам — о прикладном характере обществознания.

Старшеклассники заняты выбором предметов для сдачи основного (ОГЭ) и единого (ЕГЭ) государственных экзаменов, профессиональное сообщество педагогов и преподавателей ждет разъяснений от Минпросвещения на предмет того, как ОГЭ будет адаптирован под обновленный курс одного из самых популярных для сдачи экзамена предметов — обществознания.

Напомним, весной этого года ведомство опубликовало приказ, согласно которому этот предмет будет исключен из программы 6–8-х классов с 1 сентября 2025 года. На портале проектов нормативных правовых актов сообщается, что документ прошел общественное обсуждение, но о дальнейших его перспективах информации пока нет.

Сокращение количества часов преподавания предмета или вовсе его исключение из школьного курса чревато негативными последствиями, считает Ольга Вертей, кандидат экономических наук, высококвалифицированный репетитор по подготовке к государственным экзаменам по обществознанию.

И дело даже не в том, что это один из трех самых популярных предметов по выбору при сдаче ЕГЭ наряду с математикой и русским языком, который сдают для поступления на юриспруденцию, экономику, государственное и муниципальное управление, социологию, рекламу и связи с общественностью, медиакоммуникации и культурологию, а также на педагогические направления, то есть на блок социально-экономических специальностей в вузы.

В обществознание входят пять разделов — это «политика», «право», «экономика», «социология» и «общество и человек», объясняет эксперт: «Так вот первые три — это прикладные знания: от прав и обязанностей до брачного договора, устройства на работу и инвестиций. На обществознании мы учим школьников жить в правовом государстве».

Вузовские возможности

Свою карьеру ученого и педагога Ольга тоже начала с блока социально-экономических дисциплин. Первое высшее образование она получила в престижном вузе — Самарском государственном экономическом университете, имеющем репутацию одного из лидеров отечественного образования экономического направления. Он по-прежнему удерживает высокую планку: в 2020 году вуз вошел в ТОП-10 лучших в России по версии проекта «Социальный навигатор», заняв 9-е место, а в этом году стоит на 21-м месте  среди самых сильных социально-экономических вузов России по версии портала «Табитуриент».

Из двух вариантов развития студенческой жизни — веселая юность или погружение в мир исследований и открытий — Ольга выбрала науку: участвовала в конференциях, побеждала в профессиональных конкурсах, активно проявляла себя в вузовском Совете молодых ученых. Потенциал начинающего исследователя был оценен достойно — Ольга регулярно получала премии как лучший студент. Университет закончила с отличием и решила продолжить свое образование, поступив в аспирантуру.

«У меня есть “внутренний самозванец”, который часто сомневается, а смогу ли я это сделать, хватит ли у меня на это сил, знаний и компетенций, — объясняет Ольга, — Но его перевешивает внутренний перфекционист, поэтому аспирантура была для меня логичным шагом. Она позволяет заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах и подтверждает мою квалификацию как высшую в своем направлении».

 Научная деятельность

Ольга прошла подготовку по программе научно-педагогических кадров, сдала все кандидатские минимумы на «5» и успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ее вклад в развитие экономической теории в виде монографий, статей и исследований признан и высоко оценен профессиональным сообществом.

Так, научные работы под авторством Ольги Вертей включены в базу Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Это национальная информационно-аналитическая система, собравшая более 11 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 6 тысяч российских научных журналов.

В России база данных РИНЦ является одним из основных источников информации для оценки эффективности организаций, занимающихся научными исследованиями. Статьи Ольги опубликованы в изданиях, которые рекомендуются Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве образования и науки России для публикации научных работ.

Теоретико-методические положения и подходы, изложенные Ольгой Вертей в ее диссертационной работе, были взяты на вооружение специалистами Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Подведомственный департамент развития отраслей экономики и прогнозирования качества жизни населения применил положения диссертационного исследования Ольги при прогнозировании социально-экономического развития области с более чем трехмиллионным населением на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Они учитывались при формировании приоритетов, целей и задач государственного регулирования, которые легли в основу основу стратегии социально-экономического развития региона на период до 2030 года.

«Важно, когда разработки ученого внедряет бизнес, но когда внедряет именно государство и в контексте работы над стратегией социально-экономического развития региона, от которой впоследствии зависит благополучие его жителей — это важно вдвойне. Это подтверждает значимость сделанных ученым открытий», — отмечает эксперт.

Ольга обосновала возможность разработки механизма реализации государственной экономической политики на основе расчета и корректировки значения интегрального показателя институционального пространства. Саму методику корректировки она изложила в монографии «Модернизационные процессы в российской экономике: теория, методология, опыт реализации», которую создала в соавторстве с педагогическим составом кафедры экономической теории родного вуза, СГЭУ.

Работа на будущее

Время учебы в аспирантуре проверяет аспиранта на прочность. Материальная составляющая подготовки научно-педагогических кадров невысока, поэтому аспиранты стараются совмещать учебу с работой.

Ольга, пока работала над диссертацией, преподавала на кафедре экономической теории в СГЭУ. Общаясь со студентами разных курсов, она получила полную картину уровня их подготовленности по обществознанию как предмету, а еще поразила руководителя подготовительных курсов университета тем, как умело, интересно,  понятно и ярко доносит до аудитории сложный материал.

Ольге предложили подтягивать знания школьников до вузовского уровня на подготовительных курсах. Новое амплуа затянуло, признается молодой педагог, она пошла дальше: при кафедре стала составлять задания для олимпиады, которая проводилась в рамках СГЭУ для школьников и давала дополнительные баллы к сумме ЕГЭ. Но самое ценное — это «дополнительные баллы» к жизненному опыту, которые, уверена Ольга Вертей, дает основательное изучение обществознания.

«Я объясняла на занятиях, как понимание гражданского законодательства поможет, например, вернуть 30 тысяч рублей за образовательный курс, который оказался некачественным, или как сформировать себе пассивный доход с зарплатой начинающего педагога. Эти знания помогут школьникам в жизни реально, действительно», — приводит пример эксперт.

Учеников становилось все больше, они успешно сдавали ОГЭ и ЕГЭ и поступали в высшие учебные заведения. Одна из примечательных историй — когда ученику нужно было подготовиться к пересдаче экзамена по обществознанию, и в результате интенсивной подготовки за две недели предмет был выучен так, что на экзамене школьник добрал аж 17 баллов. Можно сказать, судьбоносных 17 баллов — он сдал экзамен и поступил в выбранное учебное заведение.

Постепенно опыт Ольга кристаллизовался в авторскую методику подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, с помощью которой она помогла сдать экзамены с высокими баллами сотням учеников по всей стране, занимаясь с ними онлайн. Об учителе говорят достижения его учеников, однако и сам учитель, чтобы оставаться компетентным и высокопрофессиональным, не может останавливаться в своем развитии.

Совмещая активное репетиторство и научную деятельность, Ольга получила второе высшее — закончила с отличием магистратуру в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева, который занимает 34-ю строку в ТОП-50 отечественных университетов по версии Forbes за 2024 год. Ее наработки и научные положения применяются в преподавании ключевых учебных дисциплин «Макроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономическая теория», «Экономика»  в Самарском экономическом и других университетах.

Молодой ученый участвует в профильных и отраслевых конференциях, проходящих не только в Самаре, но и в Москве, Казани, Пензе, Краснодаре, Перми и в других экономически и социально значимых городах страны.

Как кандидат экономических наук, репетитор с авторской методикой обучения и эксперт в образовательных технологиях, Ольга состоит в базе рецензентов академической издательской группы Nota Bene, которое выпускает монографии гуманитарного профиля, учебники и книги не только российских, но и зарубежных ученых в области политологии, права, социологии, психологии, экономики, демографии, философии и других направлений.

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела