Гагарин погиб из-за инструкции
Инициатор второго расследования Игорь Кузнецов, принимавший участие и в расследовании в 1968 году.
Год назад группа авиационных специалистов обратилась к Президенту России с предложением предпринять вторую попытку поиска причин катастрофы. Советник президента по военно-техническим вопросам Александр Бурутин поручил Игорю Кузнецову задать руководителям восьми ведущих авиационных организаций и НИИ два вопроса: есть ли сегодня объективные предпосылки для возобновления расследования и имеются ли для этого технические возможности? Шесть организаций идею второй попытки расследования поддержали, одна выступила против, и одна воздержалась.
— Игорь Иванович, чем они мотивируют свои “за” и “против”?
— Те, кто “за”, считают, что исследования и эксперименты необходимы, чтобы найти причины катастрофы. И что они вполне выполнимы, если будут финансироваться. Хотя, конечно, никто не может дать гарантию, что цель достижима. В “воздержавшихся” — корпорация “МиГ”: они пока свою позицию не обозначили. А против этой работы выступает 13-й НИИ ВВС. Отказ мотивируют тем, что “в настоящее время не существует методических основ для решения такой сложной задачи”. Довод странный. Ведь разработка новых методик исследования аварийной авиатехники — функциональная обязанность этого института.
Одни участники первого расследования опасаются, что выявятся их собственные недоработки. Часть специалистов предполагали, что Гагарин и Серегин не справились с самолетом и ситуацией. То есть обвиняли летчиков в непрофессионализме. Траектория и ее параметры, полученные мною, свидетельствуют, что их предположения ошибочны.
— Так в чем же причина катастрофы?
— Называть ее рано — есть только рабочее предположение. Но оно-то как раз оправдывает экипаж: летчики, оказавшись в нештатной ситуации, связанной с негерметичностью кабины, действовали строго по инструкции, начав экстренное снижение. Установлено девять фактов, из которых пять прямо и четыре косвенно свидетельствуют о том, что самолет столкнулся с землей в режиме неуправляемого пикирования. Вполне возможно, что экипаж потерял работоспособность в начале пикирования на участке между высотами
Известны сила и длительность негативных высотных факторов, действовавшие на экипаж. Однако оценить тяжесть нанесенного ими ущерба организму летчиков медицина пока не может. Для этого необходимо исследовать и другие вопросы — в области аэродинамики, прочности и авиационного оборудования. Результаты этих исследований позволят обоснованно назвать причины катастрофы.
Игорь Кузнецов участвовал в расследовании