Советский «Титаник»: гибель парохода «Адмирал Нахимов»
Весомую долю в создании опасной ситуации внес и капитан сухогруза «Петр Васев». Если бы Виктор Ткаченко наблюдал ситуацию быстрого сближения двух крупных судов визуально, он неизбежно почувствовал бы угрозу.
Но он неотрывно смотрел на экран СДРП (системы автоматической радиолокационной прокладки), где реальные суда представлены в виде светящихся точек, перемещающихся относительно друг друга. Это явление, известное как «радиолокационный гипноз», сыграло коварную шутку не с одной сотней капитанов. Находясь в таком «гипнозе», капитан утрачивает способность связать воедино картинку на экране радиолокатора с реальной действительностью.
На фото: та самая САРП — система автоматической радиолокационной прокладки курса
Лишь в 23 часа 05 минут капитан «Петра Васева» под воздействием настойчивых просьб второго помощника капитана с парохода «Адмирал Нахимов» оторвался от экрана САРН и приказал снизить ход до среднего, хотя дистанция между судами не превышала двух миль. Теплоход «Петр Васев» тем временем продолжал идти прежним курсом, хотя и на экране САРП, и визуально было видно, что суда должны сойтись в одной точке, то есть может произойти столкновение.
На фото: схема столкновения
В 23 часа 07 минут, за 5 минут до столкновения, капитан «Петра Васева» снизил ход до малого, а еще через полминуты дал «стоп».
На фото: компьютерная реконструкция событий
Только в 23 часа 09 минут он дал «малый назад», потом «средний» и тут же «полный назад».
Но было поздно. Для запуска машины с полного переднего до полного заднего требуется намного больше времени, чем оставалось в реальной ситуации.