Отец-основатель Сингапура украл идею у Горбачева
Да, Сингапур часто называют страной «нельзя». Здесь нельзя плевать на улицах, жевать жвачку, мусорить, переходить улицу в неположенном месте, не смывать за собой в туалете, проявлять интерес к сценам насилия и оставлять в Сети комментарии, разжигающие национальную или религиозную рознь. Некоторые запреты на взгляд европейца покажутся абсурдными.
Например, запрещено оставлять воду в блюдцах от цветочных горшков – это привлекает комаров. Мужчины всегда должны ходить в брюках, а женщины в чулках, несмотря на жару. За нарушение запретов назначены неподъемные штрафы – от 500 до 5000 сингапурских долларов (курс американского доллара к сингапурскому около 1:1,4).
Смысл в этих запретах, разумеется, самый прагматичный. Премьер понимал, что для привлечения иностранного капитала в стране должно быть не только финансово выгодно, но и комфортно для жизни. Ли поставил целью сделать Сингапур безупречно чистым и элегантным, с аккуратными газонами, декоративными кустарниками и полями для гольфа. И государство взяла на себя роль воспитателя для своих граждан.
Сам Ли Куан Ю прокомментировал это так: «Меня часто обвиняют в том, что я вмешиваюсь в частную жизнь граждан. Да если бы я не делал этого, мы бы не добились того, чего мы смогли добиться на сегодняшний день. И я говорю без намека на сожаление, что мы не добились бы такого экономического прогресса, если бы я не вмешивался в личные дела. Кто ваш сосед, как вы живете, почему вы шумите, как вы плюете и на каком языке вы говорите – мы решаем, что правильно. Неважно, что думают люди».
Несмотря на критику жесткого и авторитарного управления, династической преемственности высших государственных постов, попирание свободы слова, за что Сингапур иногда называют «колонией райского режима», сингапурцы любят свое государство, называя его своей «няней».