Отец-основатель Сингапура украл идею у Горбачева
Через Малаккский пролив, разделяющий Малайзию и Индонезию, в 1960-е годы проходило большинство торговых кораблей из Европы и США по дороге в Азию и останавливались там на дозаправку. Этот пролив (и его продолжение, Сингапурский пролив) называли «Суэцким каналом Азии».
Попробуйте только представить: территория будущего «сингапурского чуда» занимает всего 719 км² (это в 3,5 раза меньше территории Москвы) и все это на заболоченном тропическом острове. Климат здесь круглый год жаркий и влажный, как в бане.
Изолированность Сингапура подталкивала его к развитию производств с высокой добавленной стоимостью и финансовой индустрии. И возможно, есть какая-то правда в словах бывшего аналитика Morgan Stanley Энди Си, который сгоряча высказался, что «Сингапур обязан своими успехами тому, что был центром отмывания денег для коррумпированных индонезийских чиновников и бизнесменов».
Эти чудесные иммигранты
Еще один фактор успеха Сингапура, который сложился исторически — его готовность принимать и интегрировать иммигрантов. Она возникла естественным путем ввиду положения страны на мировых транспортных путях. Значительную часть ее населения в 20 веке составляли бывшие жители южного Китая и южных провинций Индии.
В эпоху Ли Куан Ю на иммиграцию была сделана мощная ставка. C 1980-х до 2000-х доля граждан в населении Сингапура уменьшилась с 80% до 64%, в 2011 году составила уже 62%, а к 2030 может упасть до 50%.
До: работы по мелиорации в устье реки Сингапур рядом с Центральным почтовым отделением (справа), 28 октября 1976 года. После: то же место в 2015 году.