Прокурор потребовал для студентки Карауловой 5 лет тюрьмы
В четверг в Московском окружном военном суде начались прения сторон по резонансному делу студентки второго курса филологического факультета МГУ Варвары Карауловой, задержанной летом 2015 года на турецко-сирийской границе по подозрению в попытке примкнуть к запрещенной в РФ террористической группировке «Исламское государство», передает РБК.
Выступая в прениях сторон, прокурор подчеркнул, что Караулова под влиянием вербовщиков стала сторонницей радикальных исламских взглядов. «Она совершила большую ошибку, приняв решение вступить в [запрещенную террористическую организацию] ИГИЛ», — говорил гособвинитель.
Также прокурор настаивал, что версия защиты о любви Карауловой к одному из вербовщиков появилась только в декабре 2015 года, когда сама девушка находилась под стражей, а ее интересы стал представлять адвокат Сергей Бадамшин.
По мнению гособвинителя, наказание Караулова должна отбывать в колонии общего режима, а также заплатить штраф 150 тыс. руб.
Выступая перед тройкой судей, гособвинитель Михаил Резниченко настаивал на том, что девушка дважды пробовала попасть в Сирию, где собиралась присоединиться к запрещенной организации ИГИЛ. Эти действия соответствуют ч.1 ст.30 и ч.2 ст.205.5 Уголовного кодекса (попытка присоединиться к террористам).
Согласно фабуле дела, указанной в обвинительном заключении, Караулова в мае 2015 года связалась с вербовщиками, улетела на самолете в Стамбул и вместе с группой других единомышленников пыталась перейти турецко-сирийскую границу недалеко от города Килис. Но была задержана пограничниками.
Спустя несколько дней, следует из материалов дела, ей вместе с ее отцом Павлом Карауловым, прилетевшим искать дочь, разрешили вернуться в Россию.
Эксперты считают, что 5 лет реального срока, которые требует гособвинение для Варвары Карауловой, — это слишком суровая мера. По словам адвоката Алексея Михальчика, суды часто назначают строгое наказание людям ради "воспитательного эффекта".
"Я, как юрист, сталкиваюсь с тем, что у нас правосудие пытается достичь некоего воспитательного эффекта, чтобы другим неповадно было", — рассказал Лайфу Михальчик.
Однако он считает, что для самой Карауловой это слишком суровая мера. По его словам, при назначении наказания необходимо оценивать личность подсудимого, опасность действий, которые он совершил. Караулова же, говорит адвокат, объективно ничего опасного не совершила.
Адвокат Илья Новиков отметил, что защитники не признают, что студентка хотела вступить в ИГ, "она собиралась уехать в Сирию, чтобы выйти замуж за своего виртуального возлюбленного", и "если в отношении Карауловой будет вынесен приговор то, это станет сигналом для родителей других молодых людей и девушек, попавших в такую же ситуацию, не пытаться вернуться на Родину и не обращаться за помощью к сотрудникам ФСБ, поскольку "их либо убьют в Сирии, либо посадят в России", пишет "МК".
Другой адвокат Гадди Алиев настаивал, что Караулова, если бы даже стала женой боевика, то все равно не воевала бы. Этот вывод он сделал исходя из показаний свидетелей, которые были с обвиняемой в турецком изоляторе.
Последним выступил адвокат Сергей Бадамшин. Защитник убеждал суд, что Варвара тяжело переживала развод родителей, в это время она будучи 16-летней познакомилась в интернете с 32-летним Айратом Саматовым, который выдавал себя за другого человека.
Сама Караулова свою краткую речь начала сбивчиво и путано, но все же сформулировала основную мысль: "Меня оскорбили слова прокурора о том, что невозможна любовь по переписке — это звучит очень цинично. Мы могли встретиться с Айратом и полюбить друг друга в будущем".
Выслушав стороны, суд объявил перерыв до 21 декабря. Ожидается, что в этот день Караулова выступит с последним словом.