Россияне раскупают бытовую технику, опасаясь девальвации
По мнению экспертов Высшей школы экономики, ещё недавно считавшаяся двигателем российской экономики розница переходит в стагнацию. Специалисты оценили индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле исходя из ответов руководителей примерно 4 тысяч магазинов в 78 регионах России.
Так, среднегодовой индекс уверенности у продавцов в 2014 году обрушился до 0%. Пессимистичней всего ситуацию оценили продавцы продовольствия, тогда как индекс уверенности у тех, кто продаёт непродовольственные товары, всего на 1 пункт ниже, чем в прошлом квартале: +3%.
В качестве основных рисков, на которые указывали предприниматели, оказались финансово-экономическая напряженность, а также прекращение роста реальных располагаемых денежных доходов населения и негативное влияние продовольственного эмбарго.
"Ритейл постепенно теряет статус основного драйвера роста для экономики в целом, характерного для отрасли в последние два года, и постепенно погружается в стагнационный дрейф с последующим возможным переходом в фазу рецессии", — отмечается в обзоре ВШЭ.
В свою очередь, "Ведомости" пишут о том, что ритейлеры создали "преддифицитную атмосферу", говоря о возможном сокращении импорта и росте цен. Это, в свою очередь, подстегнуло продажи товаров длительного пользования в IV квартале. Также сейчас очень высокий спрос на квартиры и автомобили.
При этом германская Metro Group отметила в своем годовом отчете, что бурный рост розничных показателей в российской рознице обусловлен, прежде всего, "драматичным ростом цен".
"Вы спите, а завтра утром во многих магазинах будут пустые полки", — написал известный российский блогер Илья Варламов, проиллюстрировав свои слова фотснимками фотографиями с пустыми полками и большими очередями в магазинах бытовой техники.
Фото: блог Ильи Варламова
Для спасения своих рублевых сбережений от инфляции, многие россияне принялись скупать различную бытовую технику, электронику, мебель и драгоценности. При этом ажиотаж совпал ещё и с новогодними распродажами.
"Мы отмечаем значительный рост спроса на ТВ и крупную бытовую технику. Только за последние две недели продажи телевизоров выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи крупной бытовой техники выросли почти в два раза", — цитирует РИА "Новости" руководителя отдела по связям с общественностью сети Media Markt в России Анну Трофимову.
Прирост продаж в декабре отмечают также в "Эльдорадо". Среди лидеров — также крупная техника (холодильники и телевизоры. На фоне падения рубля иностранцы увеличили число покупок в интернет-магазинах в России, где цены не успевают за падением курса национальной валюты. Особенно много онлайн-покупок совершается из Армении, Белоруссии, Казахстана и Китая.