Китай и Казахстан выбирают иранскую и азербайджанскую нефть вместо российской
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на брифинге для СМИ по итогам переговоров с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым заявил, что его страна намеревается увеличить поставки нефти через Азербайджан.
Токаев уточнил, что особое внимание будет уделено наращиванию сотрудничества в энергетике в части диверсификации поставок топлива на мировые рынки.
Казахский лидер указал, что поставка первой партии Баку уже состоялась.
Об этом сообщает ТАСС.
«Следующий шаг — увеличение объемов поставок и придание им долгосрочного, стабильного характера», — сообщил политик.
Токаев раскрыл, что сейчас приоритет отдается развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута в части логистики, единых транспортных операторов и модернизации техники и тарифов.
В рамках транспортной карты Среднего коридора на 2022-2027 годы будут привлечены третьи страны. Цель — оперативная доставка грузов маршрутов Восток — Запад.
Президент также упомянул о ВОЛС, которая проводится по дну Каспийского моря, а также, что Баку приглашается Казахстаном к проектам по цифровизации госуслуг и IT-стартапов.
Отметим, что ранее основной экспортный путь казахстанской нефти пролегал через Россию. Сырьё доставляли в пункты назначения по системе Каспийского трубопроводного консорциума до Новороссийска, а оттуда переправляли по морю.
В то же время стало известно о приоритетах Китая в рамках поставки нефти в страну. По данным ИА EADaily со ссылкой на Kpler, импорт Пекина из Ирана за последние несколько месяцев значительно вырос.
Причина в привлекательной цене, отмечают аналитики. Она более низкая, чем у российских аналогов.
Так, цифры Vortexa говорят, что в мае скидка на сырье из Ирана составляет до 12 долларов к цене Brent, а российская Urals — около 10, дисконт премиумной ВСТО — всего в 6 на баррель.
Указывается, что в марте этого года Иран поставил КНР на 20% больше обычного объема топлива, до 800 тысяч б/с, и, как прогнозируют эксперты, это не предел роста.
Что касается российской нефти, то ее покупка — удел НПЗ госкомпаний, частные НПЗ, которых называют «самоварами», предпочитают более дешевую иранскую.
При этом частников на рынке нельзя назвать «маргиналами» — этот сегмент составляет порядка 20% нефтеперерабатывающих мощностей страны, отмечают аналитики.
Ранее Topnews писал, что перевозить российкую нефть по миру помогает таинственный флот.