В России заработал национальный поисковик "Спутник"
На Петербургском международном экономическом форуме компания "Ростелеком" представила новый поисково-сервисный портал под названием "Спутник". Бета-версия сайта доступна по адресу sputnik.ru.
Слухи о том, что в России при поддержке государства может быть создан национальный поисковик, ходили уже несколько лет. "Спутник" — не просто поисковик. Это портал, ориентированный на потребительские, бытовые запросы граждан — так называемые "вертикали". Поисковая технология здесь работает прежде всего с уже существующими государственными и социальными проектами: госуслугами, единой медицинско-информационной аналитической системой, городскими услугами и другими сервисами, передают "Вести".
"В центре нашей платформы находятся поисковые технологии, на базе которых мы создаем вертикали либо сервисы-проекты, — поясняет Алексей Басов, вице-президент ОАО "Ростелеком". — То, что мы сейчас запускаем — это базовый набор, показывающий те или иные направления, в которых мы будем двигаться. Это информационная среда, в рамках этой сферы существует набор проектов, среди которых — агрегация новостей, телевизор в Интернете (40 каналов прямо в web), это погода, телепрограмма и так далее. Вторым направлением являются проекты, которые больше связаны с оффлайновой жизнью пользователя, чем с онлайном. Это возможность найти лекарства возле дома по реальным ценам, бензоколонку с реальными ценами на бензин. И тому подобные сервисы, которые ориентированы на реальную жизнь человека. Роль Интернета для решения этих задач вполне прагматична. Третье важное направление — взаимодействие с государственными и социальными институтами. Для этого у нас есть, например, сервис "Мой Дом", который позволяет человеку узнать все о его доме, об окружающей его социальной и государственной инфраструктуре. Например, позволяет найти всех участковых, обслуживающих тот или иной район".
Будущий пользователь госпоисковика, по словам Алексея Басова, не серфер по сети. Это обычный среднестатистический россиянин из небольшого города, который пользуется Интернетом как справочником для ориентации в оффлайновой реальности. Такой пользователь в ответ на запрос "тарифы на газ" хочет получить не тысячи ссылок с информацией за разные годы и аналитикой роста цен, а одну единственную ссылку с актуальными и проверенными данными. Так, например, "Спутник" на подобный запрос первой и выделенной в отдельный абзац ссылкой выдает Федеральную комиссию по тарифам, где можно найти тарифы для разных регионов.
Такая выдача происходит за счет того, что "Спутник" в поисках ответа обрабатывает не все сайты в Интернете и даже не все сайты в Рунете, а лишь треть из них, и отдает предпочтение государственным и официальным каналам.
В нем используется "семейный фильтр" — это безопасный поиск, позволяющий пустить ребенка за компьютер и быть уверенным в том, что по любым запросам, по любым словам, которые он узнал от старших товарищей, он не найдет ничего такого, от чего родители придут в ужас.
Сейчас сайт "Спутника" работает в бета-версии, поэтому многие ссылки пока работают некорректно, как это всегда бывает при запуске любого продукта.
В будущем число сервисов будет расти: концепция платформы «Спутника» не исключает интеграции с платежными и другими технологиями и продуктами, разработанными другими компаниями. «В первую очередь мы рассматриваем сервисы "Ростелекома", но открыты для сотрудничества», — говорит Басов.
Всего, по словам Басова, «Спутник» уже проиндексировал 10 млрд документов в российском интернете и продолжит наполнение индекса в режиме открытого тестирования. Инвестиции в проект не раскрываются, но ранее источник в «Ростелекоме» оценивал их в млн. Сейчас, по словам Басова, проект развивается довольно экономично по сравнению с объемом поставленных задач за счет задействования в том числе нефинансовых ресурсов «Ростелекома», пишут "Ведомости".
Планы по окупаемости «Спутника» находятся в рамках привычного для «Ростелекома» подхода к инвестиционным проектам. «Через четыре года мы видим "Спутник" в топ-10 ресурсов Рунета по аудиторным показателям», — говорит Басов.
Сейчас в топ-10 проектов Рунета, по данным TNS, входят «Яндекс», Mail.ru, «В контакте», Google, YouTube, «Одноклассники», «Википедия», Avito, Facebook, Livejournal. Их ежемесячная аудитория варьировалась в апреле от 18 млн до 58 млн пользователей.