Сердюкову грозят новые дела: про нелегальные торпеды и машины Генштаба
Вчера стало известно о задержании гендиректора санкт-петербургского ЗАО «НПО «Барс»» Владимира Фицнера. Он обвиняется в незаконном перемещении через таможенную границу РФ вооружения, которым следствие признало выпущенные в Казахстане комплектующие для самонаводящихся торпед. Советнику министра обороны адмиралу Геннадию Сучкову, лоббировавшему поставки комплектующих для дочерней структуры ОАО «Оборонсервис» — ОАО «Ремвооружение»,— уже предложено уволиться. А бывший министр обороны Сердюков пойдет по этому делу свидетелем, пишет «Коммерсантъ».
Уголовное дело, фигурантом которого стал Фицнер, было возбуждено в начале марта по результатам проверки, проведенной сотрудниками 10-й оперативно-разыскной части петербургского УЭБиПК. Тогда сыщики обнаружили комплектующие для кислородных самонаводящихся торпед на складах ОАО «Адмиралтейские верфи» и выяснили, что ЗАО «НПО «Барс»» приобрело их через совместное российско-казахское ООО «Арсенал-Машзавод» у алма-атинского АО «Машиностроительный завод им. С. М. Кирова».
НПО не имело соответствующих лицензий Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу и ФСБ на проведение внешнеторговых операций с товарами военного назначения, тем не менее его гендиректор Фицнер благодаря протекции адмирала Сучкова (когда-то они вместе служили на Северном флоте) был включен в состав рабочей группы по «переосвидетельствованию кислородных торпед с последующим сервисным обслуживанием на предприятиях ОАО «Оборонсервис»». Возглавил группу сам адмирал, а его заместителем стал руководитель «Ремвооружения» Михаил Соколовский.
Все это позволило НПО заключить с АО «Машиностроительный завод им. С. М. Кирова» в 2010 и 2011 годах контракты на закупку комплектующих для торпед и, соответственно, их поставку «Ремвооружению». За первую партию из 40 комплектов, в которые в основном вошли бывшие в употреблении детали, ЗАО «НПО «Барс»», в штате которого числилось всего три человека, а основными видами деятельности являлись обработка вторсырья, оптовая и розничная торговля, заплатило казахским партнерам 9,5 млн рублей, получив от «Ремвооружения» 25 млн рублей. Второй контракт предполагал уже завоз 190 комплектов запчастей более чем на 120 млн рублей.
При этом экс-министр обороны Анатолий Сердюков и его зять Валерий Пузиков могут стать фигурантами еще одного уголовного дела о махинациях с автопарком Генштаба. По данным «Известий», речь идет о многомиллиардных контрактах с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» на обслуживание 560 автомобилей: от люксовых иномарок до «КамАЗов», которые военные фактически арендовали сами у себя за 6 млн рублей в год каждый. Причем афера с передачей техники на аутсорсинг проходила при непосредственном участии Анатолия Сердюкова и его родственника.
Как рассказали изданию источники в правоохранительных органах, уголовное дело по махинациям с автопарком Генштаба было возбуждено летом прошлого года. Поводом послужила проверка обстоятельств заключения контракта на 10 млрд рублей по обеспечению автотранспортом в 2011–2013 годах воинских формирований с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России».
Контракт был заключен с многочисленными нарушениями, а цены в нем существенно завышены. Годовое обслуживание только одного автомобиля обходится государству в 6,1 млн рублей. За эти деньги можно приобрести две новые элитные иномарки или с десяток машин среднего класса.
Контракт со стороны военных подписывал начальник войсковой части № 83466, на балансе которой находился автопарк Генштаба, с филиалами в 24 городах, Александр Грабко, а со стороны ФГУПа — его гендиректор Валерий Седов. «Однако всю сделку курировал лично Анатолий Сердюков», — уверяет источник газеты в правоохранительных органах. — Спустя восемь месяцев после заключения контракта он лично подписал приказ о расформировании всех 24 филиалов войсковой части. Получилось, что все машины вначале были безвозмездно переданы в пользование ФГУПу, а потом, по сути дела, взяты в аренду».
Более того, Анатолий Сердюков также поставил свою подпись под допсоглашением к скандальному контракту на оказание услуг по автотранспортному обеспечению, после того как его отказались подписывать подчиненные. При этом, по данным источника, транспортные налоги и страховки фактически за всю технику, принадлежавшую Минобороны (553 машины), продолжало и продолжает платить военное ведомство. У самого ФГУПа на момент подписания контракта было всего несколько машин: два BMW, три представительских Mercedes, внедорожник Porshe Cayenne, два FIAT и три «бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства».