СМИ обнародовали последние звонки заложников "Норд-Оста"
Прошло 10 лет с момента одного из самых страшных терактов в истории современной России. 23 октября 2002 года чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В заложниках тогда оказались 916 человек, в числе которых зрители и артисты мюзикла "Норд-Ост".
Изначально планировалось доставить оружие в Москву в " КамАЗе", замаскировав его под грузом яблок. Но в пути грузовик сломался и оружие было перевезено в багажниках нескольких автомобилей "Жигули". Террористы же прибыли в столицу на автобусе Хасавюрт — Москва за несколько дней до захвата. Некоторые смертницы прилетели на самолете из Ингушетии.
Бандиты требовали вывести российские войска с территории из Чечни. Пленники удерживались в помещении в течение трех дней. Переговоры со смертниками велись с участием известных политиков и общественных деятелей, таких как Иосиф Кобзон и Леонид Рошаль. Благодаря их действиям удалось освободить нескольких заложников, пишет РБК.
"Московский комсомолец", в свою очередь, вспоминает о том, что говорили родным и близким во время последних телефонных звонков те, кто так и не вышел живым из Театрального центра.
Светлана Апшева попросила дочь не говорить родителям о том, что она оказалась среди заложников "Норд-Оста". "Я люблю тебя и горжусь тобой!", — таковы были ее последние слова.
Тамара Войнова позвонила лучшей подруге, когда зал заполнялся газом. Она просила взять в ее квартире деньги, похоронить ее на Ховринском кладбище рядом с матерью, даже сказала, в какую одежду ее одеть.
Александр Волков набрал жене только один раз: "Нужно спасать детей! Слышишь — спасать детей!". "Завтра будут взрывать", — сказал своим родителям незадолго до трагедии Антон Кобзев. А затем попросил телефон священника.
"Папа, ты все знаешь! К нам относятся хорошо, нас не бьют. Только ничего не говори маме!" — таковы были последние слова 20-летней Светланы Розгон. Ее сверстник Денис Симонов сделал единственный звонок маме: "Мам, мы тут сидим. Слышали, наверное, уже…". А Лидия Чижикова успела дать наставления своим друзьям и в конце бросила фразу: "Мы отсюда не выйдем"..
26 октября состоялся штурм здания с применением усыпляющего газа. Силовикам удалось ликвидировать террористов и освободить оставшихся в живых заложников. В результате теракта погибли 130 заложников.
Как отмечает "Комсомольская правда", в здании были обезврежены 50 террористов, 18 из которых – женщины. Задержали троих бандитов.
Обвинения в захвате заложников были заочно предъявлены, в частности, Шамилю Басаеву, Зелимхану Яндарбиеву и Ахмеду Закаеву. В июне 2003 года прокуратура Москвы закрыла уголовное дело в отношении всех участвовавших в захвате террористов в связи с их смертью.
Через несколько лет пострадавшие в теракте обратились в Европейский суд по правам человека. Иск против РФ подписали 64 человека. Они намерены отсудить у государства компенсацию за причиненные страдания в ходе штурма. Так возмущение вызвал опасный газ, применяемый в ходе штурма, состав которого так и не был раскрыт. Однако в ЕСПЧ не усмотрели нарушения. Однако нарушения признаны в планировании и проведении операции, а также претензии имеются к эффективности расследования трагедии.
В память о трагедии у театрального центра возвели небольшую часовню. 26 октября на месте теракта пройдёт церемония ежегодного возложения цветов и минута молчания в память о погибших, отмечает РИА "Новости".