Банки создадут свой "черный список" интернет-мошенников и их уловок
Число электронных банковских платежей в России превысило 10 миллионов в сутки. Растет и доля мошенников, которые уводят деньги клиентов кредитных организаций через Интернет, мобильный телефон и банкоматы. Это воровство начало приобретать системный характер, рассказал «Российской газете» заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Центрального банка России Андрей Курило.
«Но и альтернативы электронным платежам нет — это выгодно и банкам, и клиентам», — подчеркивает он. Так что они будут развиваться и дальше. «И для борьбы с мошенниками уже невозможно применять простые решения, нужны согласованные действия», — считает Андрей Курило.
Под согласованными действиями в Центральном банке в первую очередь подразумевают сотрудничество между кредитными организациями. «То есть банки должны информировать друг друга о типах совершаемых преступлений в Интернете», — поясняет Курило. В целом же для борьбы с мошенниками нужны меры организационного и правового характера. Так, банкиры планируют создать единую базу данных по видам кибермошенничества. Но для полноценной работы такого проекта нужен ряд изменений в законодательство, признают банкиры. И в ЦБ создание единой информационной базы в целом поддерживают.
«Такая инициатива — первый шаг в борьбе с мошенниками. И создать ее теоретически возможно», — комментирует научный сотрудник Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Мирошниченко. Государство должно взять на себя роль организатора и обеспечить правовую поддержку. Стоит серьезно поработать над концепцией, решив, на какой площадке и в какой форме будет функционировать такая база данных, продолжает Мирошниченко.
При внесении лиц, заподозренных в мошенничестве, в единую базу данных, может возникнуть этическая проблема. Если перечень будет формироваться банками, продолжает он, то необходимо понять, на каких основаниях в подобные «черные списки» будут входить люди. Единой базой данных будут пользоваться только банкиры. А клиентам банков надо прививать финансовую грамотность. «Поэтому хорошо бы ввести в школах курсы финансовой грамотности», — считает Дмитрий Мирошниченко. По его словам, бюджетные деньги, которые уйдут на создание целевой программы по внедрению в школы уроков финансовой грамотности, в итоге обязательно отобьются.