Финансируемые из-за рубежа СМИ получат статус "иностранных агентов"
Российские СМИ, которые финансируются из-за рубежа, могут вслед за НКО получить статус «иностранных агентов», передает «Эхо Москвы».
Соответствующие поправки в закон «О средствах массовой информации» Госдума может рассмотреть в самом начале осенней сессии. Многие СМИ получают финансовую помощь из-за рубежа и являют собой рупор иностранного государства, заявили газете во фракции «Единой России». Причем понятие об иностранных агентах для прессы депутаты собираются прописать тщательнее, чем для НКО. Закон о статусе «иностранного агента» для некоммерческих организаций, которые участвуют в политике и получают средства из-за рубежа, Дума приняла на прошлой неделе.
Депутат Костунов вообще утверждает, что осенняя сессия заседаний Госдумы начнется с обсуждения вопроса о применении норм «иностранного агента» для средств массовой информации, пишут «Известия».
«Есть примеры финансово-аудиторской отчетности открытых акционерных обществ, можно пойти по этому пути. СМИ же называют себя четвертой властью, НКО себя так не называют, поэтому общество в праве знать, кто финансирует отдельных представителей этой четвертой власти и каков их суверенитет, — считает депутат. — Я думаю, история с иностранными агентами еще не закончена. Многие СМИ получают финансовую помощь из-за рубежа и являют собой рупор иностранного государства. И в то же время они делают вид, что сами зарабатывают деньги. Для закона о СМИ нужно отдельно прописать понятие об «иностранных агентах», только более тщательно продуманное, чем закон о некоммерческих организациях».
По словам депутата-единоросса Владимира Бурматова, читатели средств массовой информации имеют право знать источники финансирования издания, которое делится с ними информацией. Между тем депутат не намерен предлагать «грести под одну гребенку» все СМИ, финансируемые иностранцами.
«Если они получают помощь в размере 10% от своего бюджета, необязательно записывать их в иностранные агенты. Но, если эта помощь превышает 50%, это значит, что иностранные меценаты уже фактически будут контролировать редакционную политику издания», — говорит Бурматов.
Депутат Госдумы Илья Пономарев считает, что после принятия закона об НКО — это вполне логичный шаг власти: «Логика такого законопроекта мне вполне понятна. Всё идет к ужесточению. На мой взгляд, это недальновидное решение власти. Наш народ на выдумку хитер и найдет способ обойти закон. Мы тем самым вынуждаем людей массово нарушать законодательство».
Между тем, поправки в закон, в соответствии с которыми финансируемые из-за рубежа СМИ по аналогии с НКО могут быть приравнены к иностранным агентам, не требуются, поскольку деятельность СМИ уже урегулирована законодательно, заявил РИА Новости в понедельник вице-спикер Госдумы от ЕР Сергей Железняк.
Он подчеркнул, что каждый может ознакомиться с составом учредителей средства массовой информации на сайте регулятора.
«Деятельность СМИ регулируется отдельным законом», — отметил Железняк, пояснив, что к НКО средства массовой информации не относят.
Он также подчеркнул, что закон об НКО был действительно актуальным, «поскольку было непонятно, в чьих интересах и на чьи средства действуют некоммерческие организации». В отношении СМИ — на сайте регулятора есть вся информация, в том числе и составе учредителей, отметил он.
Однако российские юристы отмечают, что в принятом не так давно законе, также как и в предполагаемых поправках к нему, есть юридические неточности.
«Помимо того что статус «иностранного агента» просто унизителен, так и с точки зрения права он не совсем понятен мне. Если НКО или СМИ принимают деньги из-за рубежа, это не значит, что они занимаются шпионажем, как «агенты», — рассказал Life News председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов. — Конечно, имеющие иностранную финансовую поддержку организации должны сообщать об этом, но им необходимо присвоить другой статус».
Эксперты в медиаотрасли также отмечают расплывчатость формулировок законопроекта о НКО и не представляют, как его действие можно распространить на СМИ.
«Почти все СМИ получают деньги от рекламы, причем чаще всего это деньги транснациональных компаний, имеющих зарубежное происхождение. Считается ли это финансированием из-за рубежа? Если да, то большинство СМИ можно назвать «иностранными агентами»!» — удивляется директор Центра медиаисследований УНИК Александр Морозов.