Медведев подвел итоги своего президентства: «чиновники – это корпорация»
Президент РФ в прямом эфире ответил на вопросы представителей пяти телеканалов — «Первого канала», ВГТРК, НТВ, РЕН ТВ и «Дождя». В беседе, которая продлилась без малого два часа, приняли участие Антон Верницкий («Первый»), Анна Шнайдер (ВГТРК), Алексей Пивоваров (НТВ), Марианна Максимовская (РЕН ТВ) и Михаил Зыгарь («Дождь»). Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова воздержалась от объяснения причин решения расширить количественный состав телеканалов, журналисты которых интервьюировали Медведева. Ранее президент традиционно в конце года давал интервью руководителям трех российских телеканалов — «Первого», ВГТРК и НТВ. Эта телепередача выходила в эфир в декабре, сообщает «Интерфакс».
Однако «Итоги года с президентом России», планировавшиеся на декабрь 2011 года, было решено перенести на весну 2012 года. Полную стенограмму беседы с журналистами публикует сайт Кремля.
«Я считаю, что мы действительно продвинулись в плане развития гражданских свобод. Да, кому-то это движение кажется робким, а кому-то, наоборот, запредельным, типа не надо так далеко идти, и так все хорошо было. Но, на мой взгляд, мы продвинулись, и продвинулись серьезно. Давайте спросим у людей, которые выходили на разные площади — свободны они или нет. Не важно, за кого они — за белых, за красных, за синих. Я абсолютно уверен, что подавляющее большинство из них скажет: Да, я свободен, потому что я стою здесь, у меня есть своя позиция, мне многое не нравится или, наоборот, практически все нравится, не смейте это трогать, но я свободен», — заявил Медведев.
«Число регистрируемых и расследуемых коррупционных преступлений с каждым годом растет. Сейчас в производстве Следственного комитета 17 тыс. преступлений коррупционной направленности, по которым проходят чиновники … Считать, что ничего не делается — было бы большим преувеличением. Но, если говорить о результатах, здесь я с вами соглашусь — результаты скромные. Почему? Скажем откровенно, потому что чиновники — это корпорация, они не очень хотят, чтобы в их дела вмешивались», — заявил президент.
По его словам, борьбу с коррупцией должно вести государство, а опираться на социальных активистов и можно, и нужно, хотя это зачастую и политическая авантюра.
Ответил он и на вопрос про Ходорковского: «Без обращения не может быть рассмотрения. Это моя твердая позиция … Если говорить о признании или непризнании вины, то этот факт основан на указе президента, и в этом смысле я всегда говорил, что глава государства вправе отступить от собственного указа, когда считает это правильным».
Кроме того, Дмитрий Медведев считает, что постоянные отставки членов правительства приведут к коллапсу системы. Так глава государства сформулировал в телеинтервью свой ответ на вопрос о том, почему ряд министров, в том числе глава МВД, несмотря на проблемы в их ведомствах сохраняют свои посты, пишет «Российская газета».
Далее возник вопрос о реформе полиции и МВД. Медведев сказал, что никто не должен ожидать, что всего за полгода преобразований возникнет новая полиция или новое МВД. Из органов уволили 200 тысяч человек из органов, но это не значит, что остальные, оставшиеся, стали другими. Он призвал не судить по горстке мерзавцев о правоохранительных органах в целом. «Мы не фитюлька какая-нибудь», не маленькое государство, где можно разом все изменить, заявил Медведев. При этом ведущие предположили, что он намекает на Грузию. «Я не говорю, что это Грузия, это вы так говорите», — поправил глава государства.
«Глава МВД несет ответственность за состояние дел в министерстве, но за каждое ЧП отправлять в отставку нельзя», — ответил президент. Он добавил, что в этом случае никогда не получится набрать нормальной команды.
«Их (министров) судьба понятна: 7 мая все министры подадут в отставку», — напомнил Медведев положение закона, требующего при вступлении в должность нового президента прежнему правительству слагать с себя свои полномочия. В то же время он признал, что это «плановое мероприятие», не относящиеся напрямую к оценке их деятельности.
Между тем, комментируя ситуацию с акцией группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, Дмитрий Медведев заявил, что, как глава государства, воздержится от оценки следствия, которое все еще не окончено.
«Как воцерковленный человек считаю, что участники акции получили то, что хотели — популярность. Я не могу комментировать решение судьи об аресте — это вмешательство в правосудие. Я не комментирую конкретные ситуации до момента вступления приговора в силу», — объяснил Медведев.
Наконец, Медведев заявил, что рокировка в правящем тандеме дала нужный политический результат – победу Владимира Путина на президентских выборах, передает «Радио Свобода».
После чего он добавил, что в масштабах страны существенные фальсификации на выборах невозможны, добавляет РБК.
«Я считаю, что в масштабах страны никакие существенные фальсификации невозможны, — есть просто закон больших чисел. Поэтому тот результат, который достигается, всегда отражает волю народа. Но даже мелкие нарушения досадны. Даже ситуация, когда на одном участке украли один голос, раздражает. Раньше этого не было, в 1990-е гг. этого не происходило. Сейчас это есть, поэтому мы должны и законодательство менять, и использовать новые технологические средства», — сказал Медведев.