Лидеры оппозиции прокомментировали новость о готовящемся покушении на Путина
Главной новостью понедельника стало сообщение о предотвращении покушения на Владимира Путина. Несмотря на подтверждение этой информации «на самом верху», мнения разделились. Кто-то посчитал это предвыборным пиаром, кто-то — реальной историей. «МК» попытался разобраться, что же было на самом деле.
Первые оперативные мероприятия по этому делу прошли в Одессе 4 января. В одной из квартир произошел взрыв, а затем пожар. Позже выяснилось, что причина взрыва — непроизвольная детонация самодельной бомбы. Оперативники нашли в сгоревшей квартире труп 26-летнего чеченца Руслана Мадаева и еще живого, но сильно обгоревшего 28-летнего гражданина Казахстана (этнического мордвина) Илью Пьянзина.
Когда врачи разрешили оперативникам допросить Пьянзина, выяснилось, что он вместе с подельниками прибыл на Украину из Арабских Эмиратов, транзитом через Турцию. Позже Илья Пьянзин сдал и основных членов группировки —Асланбека Осмаева и его сына Адама (именно Адам Осмаев также находился с ними в съемной квартире в момент взрыва, он также был легко ранен, но ему удалось уйти). Пьянзин рассказал и об основных целях «боевой группировки»: об инструкциях, полученных от Доку Умарова. Боевики должны были совершать диверсии в российских городах, а финалом всего должно было стать покушение на Владимира Путина.
При этом газета указывает на такую «нестыковку»: в качестве места совершения теракта в ноутбуке задержанного Адама Осмаева фигурировали фото одесских мест массового скопления людей. «Зачем понадобилось убивать и калечить жителей города, в котором чеченцы привыкли чувствовать себя хозяевами положения?» — недоумевают авторы статьи. Журналисты поясняют, что любому одесситу известно, что их город давно слывет прибежищем не самых лучших сыновей и дочерей вайнахских народов. И в течение последующих полутора десятков лет позиции чеченцев в Северном Причерноморье лишь укрепились.
Обозреватель Орхан Джемаль рассказал РБК daily, что нельзя исключать, что на Владимира Путина могло готовиться покушение. Очевидно, что лидер Имарата Кавказ Доку Умаров заинтересован в убийстве премьер-министра. Но Джемаль видит и много сомнительных моментов. Диверсионная группа, ориентированная на ликвидацию российского лидера, вряд ли могла ставить такое в числе прочих целей — слишком серьезная задача. Он предполагает, что речь может идти о какой-то криминальной группе, косвенно связанной с Имаратом Кавказ, с которой, в числе прочего, представители сепаратистов обсуждали и возможность покушения на Путина — и вот в этом они и признались.
При этом портал исламских сепаратистов «Кавказцентр» не подтверждает причастность задержанных к структурам Имарата Кавказ и называет историю с покушением «весьма сомнительной». Газета «Украинская правда», основанная Георгием Гонгадзе, пишет о том, что у задержанных в Одессе нашли карту, на которой отмечены расположенные в городе театр, торговый центр и Дворец спорта. Задержанные террористы могли готовить акт мести за убийство правоохранителями осенью 2011 года в Одессе киллера Аслана Дикаева, возможно, также связанного с Имаратом Кавказ.
Между тем стали известны подробности предотвращенного спецслужбами покушения. Как сообщает Life News со ссылкой на свои источники в силовых структурах, для покушения на жизнь главы российского правительства не планировалось использовать террористов-смертников.
Для покушения киллеры готовили магнитную бомбу. «Современная магнитная бомба может сама «прицепиться» к автомобилю по радиосигналу или по датчику, установленному на пути следования кортежа», — цитирует издание представителя правоохранительных органов.
Один из задержанных соучастников подготовки покушения, Одам Осмаев, освоил взрывное дело в Лондоне. «Будучи студентом Букингемского университета на факультете экономики в Лондоне, заинтересовался взрывным делом, которое старательно изучал. Там же познакомился с бежавшими из России боевиками», — сказал Осмаев в следственном изоляторе СБУ.
По его словам, сначала его попросили просто обучить двух человек. «Конечная цель была поехать в Москву и попытаться совершить покушение на премьера Путина», — признался мужчина.
Однако спецкор ИД «Коммерсантъ» Олег Кашин не знает, действительно ли кто-то хотел убить Путина, но уверен, что это не имеет значения.
«Все друг у друга спрашивают — «Ты веришь в покушение?» Кто-то верит, кто-то не верит, как будто это имеет какое-то значение. Кажется, никто не понимает главного, никто не понимает, в чем здесь новость, в чем факт. А факт здесь вообще-то не в том, что кого-то поймали в Одессе, а в том, что «Первый канал» об этом рассказывает и говорит, что одесские террористы хотели убить Путина», — написал кашин в своем боге на сайте издания.
«Мы не знаем наверняка, готовилось ли покушение, но знаем точно: об этом покушении рассказал «Первый канал» за шесть дней до президентских выборов. Такое очень своевременное покушение», — заключает он.
По его словам, это действительно очень спорная история, но спора заслуживают не детали спецоперации в Одессе, а детали информационной спецоперации.
Информация о раскрытой попытке покушения на премьера Владимира Путина в принципе вполне может быть достоверной, однако ее публикация именно сегодня преследует сугубо политические цели. Такое мнение, как передает «Росбалт», высказали лидеры оппозиции Геннадий Гудков и Владимир Рыжков.
Опираясь на свой богатый опыт работы в органах госбезопасности, Гудков счел нужным заметить, что покушение на Путина действительно могло готовиться.
«В нашей стране всегда главе государства угрожает опасность», — сказал депутат, отметив, что в органы госбезопасности, как бы они ни назывались, постоянно поступают сигналы о готовящихся заговорах и покушениях. Частью ложные, частью настоящие.
В то же время Гудков напомнил, что по официальным данным, заговор был раскрыт еще в январе и в этой связи публикация о покушении накануне выборов президента указывает на то, что власти пытаются использовать эти сведения для повышения рейтинга Путина как кандидата в президенты. А самое главное — властям нужно было замолчать другое важное событие: оппозиционную акцию на Садовом кольце 26 февраля, в ходе которой тысячи граждан сомкнули руки, стоя на внутреннем периметре магистрали.
Владимир Рыжков заметил, что известия о покушении на главу правительства часто используются в странах с диктаторскими режимами, причем после такого известия нередко начинаются крупномасштабные репрессии. Однако применительно к данному случаю Рыжков заметил, что он не ожидает никаких особенных последствий.
Агентство «Политсовет» отмечает, что «новость о готовившемся покушении вызвала улыбку у многих россиян и стала поводом для шуток в Интернете. В правдоподобность покушения мало кто поверил». Приводится, в частности, такая шутка: «Владимир Путин, сославшись на плотный график, от участия в покушении отказался и отправил туда своего представителя».
В Украине представители оппозиции называют политической акцией информацию о раскрытии готовящегося в Одессе покушения на премьер-министра России Владимира Путина, в парламентском большинстве говорят о профессионализме отечественных спецслужб.
«Я думаю, что это политическая акция, прежде всего, со стороны России, под выборы президента Путина. Потому что решения о публикации таких материалов о деятельности спецслужб – это политическое решение всегда. Сам факт выдачи в СМИ этих данных — о задержании и подготовке терактов – это уже политическая акция», — сказал народный депутат фракции «БЮТ-Батькивщина», бывший первый замглавы Службы безопасности Украины Александр Скибинецкий агентству «Интерфакс-Украина».
А известный в Украине политик Тарас Черновил (Черновол) считает покушение на Путина и его пресечение спецслужбами «политической зачисткой со стороны России». Тарас Черновил предполагает также, «россияне помогли украинцам немного сохранить лицо и действительно выявить какую-то банду». По мнению украинского нардепа, Путина могут убить только представители российских спецслужб, но никак не террористы из Чечни, отмечает wlna.info.
Несмотря на это пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил «Комсомольской правде», что новость о сорванном покушении «никак не повлияла ни на настроение, ни на рабочий ритм» премьера.
«К сожалению, у нас еще есть враги… Это те, кто противодействует, причем с оружием в руках, тому, над чем работает Путин — а именно, полной стабилизации обстановки на Северном Кавказе, в других регионах страны. Сохранению России. Эти люди не просто выступают против, они применяют различные незаконные действия. Это бандиты. И когда Путин говорит, что борьба продолжается, — это не голословное заявление, он знает прекрасно, о чем идет речь», — цитирует пресс-секретаря газета.