Шаттл «Индевор» вернулся на Землю и отправился на пенсию
Шаттл «Индевор» около 10.30 мск успешно приземлился на космодроме на мысе Канаверал во Флориде, завершив свою космическую биографию. На землю благополучно вернулся экипаж из шести астронавтов, сообщает радио «Маяк».
В ходе своего последнего космического полета, продолжавшегося 16 суток, «Индевор» совершил 248 витков вокруг Земли. Теперь же челнок будет отправлен в космический музей.
Последний полет шаттла Endeavour завершился посадкой на космодроме в американском штате Флорида. Приземление космического челнока превратили в зрелищное шоу, посмотреть которое пришли тысячи людей, утверждает РБК.
На космодроме даже включили дополнительное освещение, чтобы посадка выглядела более впечатляющей. После приземления шаттла Центр управления полетами произнес фразу: «Добро пожаловать домой, Enadeavour».
Экипаж корабля состоял из командира Марка Келли, пилота Грегори Джонсона, специалистов Эндрю Фьюстела, Майкла Финка, Грегори Шамитоффа и астронавта ЕКА итальянца Роберто Виттори. Как отмечает пресс-служба Роскосмоса, все они чувствуют себя хорошо.
Теперь легендарный космический корабль отправится в музей, утверждает «Эхо Москвы». Позади у Индевора 25 полётов. Шаттл налетал почти за 20 лет около двухсот миллионов километров. Причём его ввели в строй как замену разбившемуся ранее Челленджеру.
«Конечно, очень грустно, когда шаттл уходит на пенсию, но мы с нетерпением ждём запусков новых кораблей на более дальние расстояния», — сказал журналистам командир экипажа Марк Келли.
На станцию корабль доставил большой объём разных грузов. В том числе запасные части для систем охлаждения и связи, а также компоненты для его роботов-манипуляторов.
Пока шаттл находился на МКС во время прощального полёта экипаж четыре раза вышел в открытый космос. Астронавты закрепили стрелу-манипулятор на американском сегменте Международной космической станции. Таким образом, завершив свою часть строительства МКС. Кроме того, экипаж занимался установкой альфа-магнитного спектрометра весом в 7 тонн. Это нужно для анализа космического излучения.
В послужном списке этого шаттла — его первый полёт в 1993 году к орбитальному телескопу Хаббл в рамках первой миссии по обслуживанию этого уникального астрономического инструмента и стыковка в 1998-м с российской орбитальной станцией «Мир».
Очень скоро шаттл Индевор — кстати, самый молодой среди космических челноков — станет музейным экспонатом. Его выставят напоказ в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе.
Тем временем другой челнок «Атлантис» готовится к своему последнему запуску 8 июля. После того, как полёты шаттлов завершатся, к МКС будут летать только российские корабли Союз. НАСА объявило о том, завершает свою программу многоразовых пилотируемых кораблей-челноков. Из-за их дороговизны в эксплуатации.
Причина прекращения полетов шаттлов — выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков. Летать на американских шаттлах слишком рискованно, а потому необходимо списать их как можно скорее, заменив на корабль нового поколения. С таким заявлением выступил еще несколько лет назад глава специальной комиссии по расследованию причин катастроф космического шаттла «Колумбия» Гарольд Геман, передает «Российская газета».
О необходимости отправить шаттлы на пенсию высказывался в свое время и такой авторитетный ученый, как профессор Мэрилендского университета и академик РАН Роальд Сагдеев.
«Для полетов к МКС и на Луну США необходимо создать новый пилотируемый корабль, похожий на «Союз», а не на шаттлы, — говорил он. — «Челноки» необходимо списать в 2010-2011 годах, поскольку они не полностью отвечают требованиям безопасности экипажа. Катастрофа шаттла «Колумбия» в феврале 2003 года значительно снизила эффективность эксплуатации МКС, поскольку из-за моратория на полеты «челноков» невозможно доставить на орбиту европейский и японский научные модули, а также другие крупногабаритные конструкции».