Суд оправдал VIP-охотников на архаров в горах Алтая
Сегодня суд Кош-Агачского района Республики Алтай оправдал фигурантов уголовного дела, обвинявшихся в охоте на архаров, занесенных в «Красную книгу». Однако прокурор района Евгений Морозов заявил, что в ближайшее время обязательно обжалует решение судьи Николая Лубеницкого, сообщает «Российская газета».
В качестве обвиняемых по этому уголовному делу (ч.2 ст. 258 УК РФ «Незаконная охота») проходили бывший вице-премьер РА Анатолий Банных, гендиректор компании «Инеко» Борис Белинский и замдиректора Института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. Свою вину они не признали.
9 января 2009 года в Кош-Агачском районе потерпел катастрофу вертолета Ми-171 Томского филиала авиакомпании «Газпромавиа». Из 11 человек, находившихся на борту вертолета, погибли семеро. Среди них был полномочный представитель президента РФ в Государственной Думе Александр Косопкин. Следствием было установлено, что трагедия произошла во время охоты с вертолета на алтайских горных баранов (архаров).
Помимо Банных, Белинского и Капранова выжил второй пилот вертолета Максим Колбин. В народе эту скандальную историю окрестили «Алтайгейтом», а охотников назвали «архаровцами». Накануне заключительного заседания суда прокурор Кош-Агачского района Евгений Морозов заявил, что считает доказанной вину всех подсудимых по статье «Незаконная охота», санкция которой предусматривает до двух лет лишения свободы.
При этом прокурор попросил приговорить каждого подсудимого к одному году лишения свободы, но освободить от наказания за истечением срока давности, который составляет уже два года. Суд, заседание которого длилось около двух часов, оправдал фигурантов уголовного дела. Кстати, никого из них на заседании не было. Фигуранты были оправданы в связи с непричастностью к совершению преступления.
Судья Николай Лубеницкий заявил, что сторона обвинения не предоставила достаточных доказательств вины подсудимых, и вынес оправдательный вердикт. «Прежде всего, мы должны уважать решение суда. Я не сомневаюсь в том, что решение, которое принимал суд, основано на фактических материалах дела. Если суд пришел к выводу, что в действиях этих лиц нет состава преступления, я в этом ничего плохого не вижу», — сказал Кучерена РИА «Новости».
По его словам, этот факт еще раз свидетельствует о том, что надо подумать, как улучшить качество следствия. «Чтоб вот такие «сырые» дела не приходили в суд и не отнимали время ни у судьи, ни у участников процесса, и не тратились государственные деньги», — считает Кучерена.
Как рассказал корреспонденту Радио «Свобода» редактор независимого горноалтайского издания «Листок» Сергей Михайлов, с самого начала судебный процесс выглядел как чистая формальность:
«Уже в момент, когда дело передавалось в суд, было очевидно, что для участников браконьерской охоты реального наказания не последует, поскольку срок давности уже практически истек. Уголовное дело передавалось в суд в конце 2010 года, а срок давности истекал в январе 2011-го. Есть еще другой момент. По данным, которые газета «Листок» получила от наших местных спасателей, на месте катастрофы была сотовая связь — достаточно было подняться буквально на сто метров выше места катастрофы. Между тем, известно, что один из погибших в катастрофе был сначала жив и вовремя прибывшая помощь могла бы его спасти. То есть, помимо браконьерской охоты, скорее всего, был еще как минимум один состав преступления — это оставление в опасности… Короче говоря, общее впечатления от этого процесса тяжелое: даже минимальное правосудие и то не состоялось».