Как ходить по северным морям без ледоколов: научное решение Анны Ананьевой
Освоение Арктики стратегически становится все более значимым проектом для России. В ближайшие 10 лет Правительство страны планирует вложить 2,6 трлн рублей из федерального бюджета в развитие российской территории. Главным проектом становится Северный морской путь (СМП), развитие которого затрудняют льды и необходимость дорогостоящего использования ледоколов для прохождения судов. Между тем решение вопросов навигации может увеличить грузопоток в 100 раз за 10 лет. Как раз над этим сейчас активно работает научное сообщество, и уже есть перспективные предложения.
Например, методологию, повышающую безопасность и эффективность арктического судоходства разработала Анна Ананьева, эксперт в области океанологии и картографии, рецензент международного мультидисциплинарного журнала “Актуальные исследования”. Анна выросла в портовом городе, и все ее мысли занимала морская тема. Как мечты превратились в трансформационные решения важных проблем всероссийского уровня, и как наука помогает сделать Северный морской путь экономически выгодной транспортной артерией – в интервью с Анной Ананьевой.
— Анна, вы выросли в Кронштадте, островном городе в Финском заливе. Можно ли сказать, что география места предопределила ваш профессиональный путь в океанологии?
— Все мое детство в Кронштадте вокруг меня была морская вода, и это, конечно, определило направление моих интересов и мой путь. Хотя еще в 9 классе школы я мечтала получить профессию метеоролога, но в итоге меня затянула физика, и я поступила в Российский государственный гидрометеорологический университет по профилю “Морские информационные системы”. Там были смежные предметы по океанологии, которые вдохнули в меня новую жизнь. На 4 курсе бакалавриата у нас появился предмет, связанный с дистанционными методами исследования морской поверхности. Именно с этого момента началась моя история в океанологии. Поэтому в магистратуре я взяла профиль “Промысловая океанология”. В конце первого курса мне уже доверили проверять работы студентов.
— К тому же вы активно участвовала в научных конференциях и школах при разных отделениях Российской академии наук. Что это дает ученому?
— За небольшой период времени у меня получилось охватить огромный объем информации, узнать, что такое научное общество, пообщаться с очень известными профессорами из области океанологии. Это дало мне большой рывок в изучении выбранной тематики. Подобные мероприятия – источник знаний благодаря обмену информацией с другими учеными, которые могут оценить мои работы, дать совет или предложить поработать вместе.
— Уже в то время вы занимались исследованиями айсбергов у побережья Антарктиды. Это важная в океанологии работа, поскольку айсберги – источники большого количества пресной воды, которая может влиять на океанические течения. И вам удалось отследить все перемещения айсберга от момента откола от шельфа до его практически полного таяния в открытом океане. Расскажите подробнее об этом исследовании.
— В данном проекте оценивались последствия разрушений от столкновений, отколовшегося от ледника Росса, айсберга b15. За 20-летний период жизни данного айсберга, было несколько контактов с разными ледниками, которые изменили карту Антарктиды, с дальнейшим разрушением айсберга на более мелкие части. Были отслежены все крупные обломки, их дрейф, размеры надводной части, скорость и площадь их поверхности с использованием спутниковых данных, для представления насколько они могут быть опасны при своем перемещении. Например, зная высоту надводной части айсберга, можно понять сколько метров находится под водой и понять его массу. Подобные исследования можно использовать для дальнейшего прогноза дрейфа айсбергов, зная их массу, скорость перемещения, можно корректировать движения судов, чтобы избежать столкновений.
— Эти исследования и привели вас к открытию связанному с Северным морским путем?
— Навигационные проблемы Северного морского пути заинтересовали меня как раз во время работы над магистерской диссертацией. Во время исследований с использованием спутниковых данных мне удалось найти участки на трассе СМП, где можно проходить без ледокольной проводки практически всю летнюю навигацию.
— В итоге вы разработали методологию, которая способна решить важную навигационную проблему, а главное более чем на 16% сократить расходы на прохождение судов. За счет чего это стало возможным?
— Северный морской путь отличают тяжелые природные условия и ограниченные сроки навигации. Моя методология основана на постоянном анализе снимков спутника, что позволяет создать навигационные карты для Карского моря и моря Лаптевых в летний период. Чтобы повысить безопасность и эффективность арктического судоходства, я применила технологии дистанционного зондирования для мониторинга и прогнозирования ледовой обстановки.
Используя уточняющие спутниковые снимки морской поверхности, были представлены рассчитанные характеристики изменения полыней, движения ледовых полей по проливам и расчета их морфометрических характеристик в целях предоставления информации для корректировки используемых маршрутов по трассе Севморпути. Исходя из проведенного анализа спутниковых данных, была построена карта с рекомендациями, в какой период времени и в каком районе исследуемых морей существует благоприятная обстановка для прохождения морского транспорта без ледовой проводки.
— Методологию вы представили на конференции в Институте океанологии РАН. И это было далеко не первое ваше участие в престижных событиях научного мира, а в 2021 году Международный мультидисциплинарный журнал «Актуальные исследования» пригласил вас рецензировать статьи других ученых в области картографии и гидрометеорологии. Каким видите свое научное будущее?
— В настоящее время происходит много изменений в морях, океанах, атмосфере. Данные процессы достаточно сложно изучать, если не иметь профильного образования или не интересоваться данной тематикой. Но они важны и нужны людям, чтобы делать прогнозы, предотвращать бедствия. Важно заниматься популяризацией науки, поэтому я всегда с радостью отвечаю на интересующие профессиональные вопросы, касающиеся моей деятельности или исследований, стараюсь заинтересовать и объяснить все сложное достаточно простым языком. Наверное, это моя личная миссия.