Владислав Микуленко: «Сохранение исторического наследия для будущих поколений – наша общая задача»
В апреле после серьезной реставрации на ВДНХ вновь открылся для посетителей павильон «Космос» — самый масштабный российский музей космонавтики. В ходе работ специалисты сделали все, чтобы сохранить исторические черты 1954 года, при этом сконструировать внутри современную экспозицию центра «Космонавтика и авиация» с инновационными стендами предприятий космической отрасли.
Это была глобальная работа, требующая невероятной точности, вспоминает руководитель строительного участка (?), исполнительный директор компании «Крафт Инжиниринг» Владислав Микуленко. В интервью нашему изданию он рассказал, как шло переоснащение павильона и какой «клад» советские строители замуровали в пол, а также поделился прогнозом развития отрасли.
— Владислав, в строительной сфере вас знают как эксперта, который успешно руководил проектированием и реконструкцией крупнейших объектов культурного наследия, музеев, медицинских и оборонных учреждений, теперь в вашем активе – реставрация знаменитого павильона «Космос» на ВДНХ. Зачем потребовалось фактически заново собирать этот объект?
— Павильон устарел во всех отношениях. Более полувека назад в нем демонстрировались самые передовые технологии и разработки СССР как мирового лидера в космической отрасли. Но с тех пор технологии шагнули далеко вперед: и космические, и музейно-выставочные. Появились новые материалы и компьютерные технологии, в том числе искусственный интеллект. Пришло время создать новый современный выставочный комплекс, отражающий современный уровень развития науки и техники. Это был глобальный проект, в рамках которого мне предложили заняться переоснащением павильона.
— Специально для работы над этим проектом вы собрали команду из пары десятков профессионалов. Чем занимались, и какие задачи были самыми сложными?
— Мы, например, занимались размещением части экспонатов на подвесах: это легкие и компактные модули, зонды и летательные аппараты, часть на силовых платформах, а также на полу – тяжелые взлетные модули, ракетные двигатели, механические узлы. Другой нашей задачей была реконструкция кинотеатра «Сфера» – там на стальном каркасе мы устанавливали гибкие LCD экраны снаружи, на которых можно было выводить любую информацию, а внутри этой сферы смонтировали 5D кинотеатр с тематическими видео: это история создания земли, её метаморфозы, эволюционные процессы, а также история развития космонавтики.
Все основные конструкции, из которых состоял павильон, тщательно обследовались, усилялись, а при необходимости заменялись на аналогичные с улучшенными параметрами. Самым сложным было доставить макеты в существующее здание, ведь все элементы были уникальны, как и все, связанное с космосом.
— Вы более 20 лет занимаетесь не типовыми проектами, каждый из ваших объектов уникален, сложен и требует творческого подхода, а объекты культурного наследия и вовсе нередко преподносят сюрпризы. В «Космосе» было что-то подобное?
— Конечно. Такие объекты вообще часто представляют собой шкатулку с сюрпризами, а в «Космосе», например, при демонтаже пола мы обнаружили послание потомкам – так называемую капсулу времени. В этом послании студенты Бауманского университета, принимавшие участие в строительстве, давали напутствие нам, потомкам, беречь и развивать науку, смотреть вперед и не забывать истоков. Это было очень трогательно.
— Вы занимаетесь не только строительством и проектированием. Участники отрасли ценят ваше экспертное мнение в области авторского и технического надзора – в этой сфере в вашем активе около десятка крупных проектов, таких, как Музей современного искусства, Еврейский музей и центр толерантности, образовательный центр и павильоны в парке имени Горького. А многое ли изменилось в отрасли с тех пор, как вы окончили профильный вуз?
— Я окончил Северо-Кавказский государственный технический университет, получил специальность «Промышленное и гражданское строительство» в нулевых – конечно, с тех пор технологии шагнули вперед. В целом процесс реконструкции и реставрации объектов культурного и исторического наследия всегда был похож на головоломку, состоящую из множества задач разного уровня сложности. Теперь к поиску недостающих частей этой головоломки подключили компьютеры, искусственный интеллект, есть 3D-сканирование и моделирование, виртуальная реальность и многое другое.
Кроме того, появились новые материалы: например, специальные покрытия для защиты металлов, новые методы для выявления скрытых дефектов и механических напряжений внутри объекта. Правда, это технологии меняются семимильными шагами, но стандарты в отрасли за это время почти не изменились. Это временами серьезно мешает внедрению инноваций. Например, применение каких-то технологий стало возможным практически, но в ГОСТах не прописано, потому что когда их писали, о таких вещах еще даже не мечтали. Поэтому пересмотр стандартов уже сильно назрел.
— Инновации и современные технологии вы часто применяет в своей работе. Например, при установке 560-килограммовой люстры-звезды в павильоне “Космос”. Проходите дополнительное обучение в своей отрасли?
— Да, в нашей профессии необходимо регулярно повышать квалификацию и овладевать знаниями и навыками в смежных областях. Проектировщик – это исследователь, ученый, которому постоянно надо решать сложнейшие задачи и находить для них оптимальное решение, а реализовать его позволяют инновационные технологии. Я, например, в прошлом году прошел обучение по строительству зданий и сооружений на особо опасных и технически сложных объектах.
— После вуза вас пригласили на руководящую должность в ставропольскую компанию «АрхИдея», которая вела масштабные проекты — строила жилье, общественные, офисные и торговые площади. А затем вы получили предложение возглавить работы с крупными объектами в Москве и Санкт-Петербурге, и уже десять лет реконструируете объекты культурного и исторического наследия. Почему вас привлекла именно эта сфера?
— Сразу несколько причин. Мне всегда нравилась история, я с большим интересом и уважением отношусь к объектам-памятникам и уверен, что сохранение исторического наследия для будущих поколений крайне важно не только в масштабах города или региона, но всей страны и всего мира. Это наша общая задача. Кроме того, мне нравится находить ответы на сложные вопросы, которые требуют нетривиальных подходов и творческих идей. Ну и с практической точки зрения нужно приспосабливать такие здания под современные потребности, причем сохраняя их культурную идентичность, не допуская утраты этих объектов.
— Вы работали над переустройством Музея Современного искусства – это уникальное здание ХХ века, над реконструкцией театра имени Натальи Сац. Какие работы вы вели, и какие еще объекты вы считаете для себя знаковым?
— В Музее Современного искусства нужно было обустроить внутренние помещения под регулярную быструю смену экспозиций, с учетом современных трендов и требований дизайна экспозиций музеев и выставочных залов, при этом сохранив первоначальные конструкции. Для театра имени Натальи Сац мы занимались проектированием и готовили проект к экспертизе. Интересным был и объект Немецкого общества по международному сотрудничеству в московских Хамовниках — дореволюционное здание, изначально двухэтажное, к которому в советское время добавили еще два этажа, а в 90-е надстроили пятый, мансардный. Мы там приводили в порядок и усиливали кровельные конструкции.
Ну и, конечно, не могу не вспомнить работу по восстановлению звонницы в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Там нужно было обследовать стены и фундамент, провести расчеты несущих конструкций и стальных подвесных балок для установки колоколов, которые отливали в Ярославской области. Это был потрясающий объект и чрезвычайно ценный опыт. Наверное, он с полным основанием может называться одним из самых сложных и важных.
— Как профессионал в строительстве, проектировании и авторском надзоре, участник авторитетных Национальных реестров специалистов по строительству и проектно-изыскательским работам, скажите, как будет развиваться отрасль в ближайшие годы?
— Если говорить в целом о строительной отрасли, то, полагаю, в 2018 году кризис не удастся полностью преодолеть, а статистика вряд ли покажет серьезный рост объема работ. Из плюсов – новые технологии все быстрее будут входить в нашу жизнь и станут привычными в работе. Я говорю об использовании, например, 3D-моделирования и дронов, специального ПО для проектировщиков и архитекторов, новых материалах. Внутренние стандарты проектирования тоже совершенствуются, это дает возможность брать и решать больше задач. А развитие отрасли должно привести к росту компетенций занятых в ней специалистов – и это очень отрадно, потому что качество работ возрастет.