11 мая 2006, 07:10 | Автор: Иван Рутов

Крепостная стройка

Крепостная стройка
фото:

Президент ответил на критику в адрес Москвы американской администрации, провозгласив новый курс России на строительство собственной "крепости". Соединенные Штаты президент сравнил с "волком", который "кушает и никого не слушает"...

Вчерашнее послание президента Путина Федеральному собранию было непохоже на предыдущие. Его общая часть, посвященная проблемам государства и экономики, заняла всего одну треть текста. Затем президент долго и подробно говорил о мерах повышения рождаемости, а самая большая часть была посвящена модернизации армии, наращиванию вооружений и задачам внешней политики. Фактически президент ответил на критику в адрес Москвы американской администрации, провозгласив новый курс России на строительство собственной «крепости». Соединенные Штаты президент сравнил с «волком», который «кушает и никого не слушает».


«Потребуются существенные капиталовложения»


Самую быструю реакцию на послание (помимо аплодисментов участников заседания в Кремле) продемонстрировал фондовый рынок – с утра он показывал резкий рост, но уже после первых слов президента тенденция переломилась (см. график на стр. 2). Характерно, что по итогам торгов сильнее всего пострадали акции «Газпрома» и нефтяных компаний.

Президент начал свою речь с цитаты из речи президента США Франклина Рузвельта 1934 года: «Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на \’больные мозоли\’ и будем наступать на них впредь. Но это \’мозоли\’ тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе коротким путем – за счет общего блага». Цитата, по всей видимости, призвана была оправдать жесткие действия государства в отношении отдельных олигархических групп и усиление роли государства в сырьевом секторе и промышленности.

Однако в следующей за этим экономической части послания президент представал скорее либералом. «Если мы не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки». Напомнив о задаче удвоения ВВП и роли государства в стимулировании роста, президент призвал не преувеличивать вместе с тем роль госинвестиций. Подчеркнул необходимость кардинального повышения эффективности потребления энергии (на сегодняшний день российская экономика остается одной из самых энергоемких в мире).

Среди экономических приоритетов президент упомянул развитие водородной и термоядерной энергетики, нанотехнологий, современных коммуникаций и всех видов транспорта и связи (для этого господин Путин призвал в ближайшее время задействовать механизм концессии). А также – развитие космической отрасли, для чего «потребуются существенные капиталовложения». Владимир Путин призвал также «проанализировать возможность направления ресурсов в капиталы соответствующих финансовых институтов, занимающихся лизингом, кредитованием, страхованием контрактов» для приобретения зарубежных технологий.

Экономическая часть вчерашнего послания выглядит наименее конкретной и концептуальной за все время президентства Владимира Путина. Президент неоднократно спотыкался, зачитывая текст. И оживился, лишь когда заговорил об ускоренном переходе к конвертации рубля и необходимости организации российских площадок для торговли сырьем за рубли (см. об этом подробнее на стр. 8). Было заметно, что главные сюрпризы содержатся в следующих частях послания.

«Речь пойдет о любви»
Этими словами президент эффектно перешел ко второй – социальной – части своего послания. Как и предсказывал Ъ, ею стала демография. Владимир Путин и в предыдущих посланиях останавливался на этой проблеме, но во вчерашнем послании отвел ей четверть всей своей речи.

По данным Росстата, за последние десять лет население РФ уже уменьшилось на 5 млн человек, смертность более чем в полтора раза превышает рождаемость. И хотя в последние годы ситуация начала несколько улучшаться, население страны стремительно стареет. Не помогает даже миграция, которая, согласно Росстату, тоже значительно сократилась (в шесть раз по сравнению с 1995 годом). В результате, по некоторым прогнозам, уже к середине этого столетия население России может сократиться в два раза, а сколько-нибудь успешное экономическое развитие станет невозможным – дадут себя знать и нехватка рабочих рук, и непомерная нагрузка по пенсионным обязательствам.

Фактически повышение рождаемости было объявлено еще одним национальным проектом. Логика этого проекта предельно проста: население страны «ежегодно становится меньше почти на 700 тыс. человек», а значит, необходимы «снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости». И по каждому из этих пунктов надо предложить конкретный пакет мер. Впрочем, главное место в президентской речи заняли меры по стимулированию рождаемости – наименее перспективные, по мнению демографов, с точки зрения реального увеличения численности населения. Президент подробно и со вкусом называл конкретные размеры пособий и условия их выплат (о необходимых для этого бюджетных расходах см. стр. 2).

«Впервые президент с такой четкостью озвучил проблему демографии, назвав ее острой и катастрофической»,– отмечает руководитель центра по изучению народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров. Хотя сами меры ему кажутся недостаточными: «Президент ограничился лишь повышением выплат за первого и второго ребенка, а про третьего ничего не сказал, а без третьих детей выйти из кризиса будет намного тяжелее». С ним согласна и социолог «Левада-центра» Ирина Палилова: «Желание иметь детей даже у малообеспеченных слоев населения низкое, и пособия со льготами в чистом виде вряд ли смогут что-то изменить».

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает, что предложенные меры должны быть в большей степени ориентированы на средний класс: «То, что находящаяся в декретном отпуске женщина будет получать 40% от зарплаты, здорово. Но если мы хотим, чтобы рожал средний класс, никаких ограничений вообще не должно быть». При этом все эксперты согласны с Владимиром Путиным в том, что одним материальным стимулированием вопрос не решить – необходимо «изменение отношения всего общества к семье и ее ценностям». Но для этого нужны серьезные сдвиги и в других сферах жизни, включая реальную военную реформу, иначе перспектива того, что ребенок вернется из армии инвалидом, будет сдерживать рождаемость и дальше. Однако как раз в этом вопросе россиянам надеяться, похоже, не на что.


«Говорить о конце гонки вооружений преждевременно»
Вопросу о модернизации армии, новым подходам в оборонной, военной и внешней политике была посвящена самая большая часть президентского послания. Так что армейскую проблему тоже можно считать новым нацпроектом. Более того, основной посыл выступления, не сформулированный прямо, но отчетливо маячащий между строк, выглядит так: «Рожайте побольше детей и отправляйте их в армию».

Правда, ничего принципиально нового по военному вопросу господин Путин не сообщил: об увеличении доли контрактников, росте ассигнований на оборону и создании новейших образцов вооружения уже не раз говорилось. Новизна же военной части послания заключается в том, что президент подтвердил ряд тезисов, которые до сих пор не выглядели аксиомами.

Во-первых, он ясно дал понять, что о создании в России полностью профессиональной армии речь не идет. Об этом свидетельствуют и предложение «возрождать допризывную подготовку» в школах, и указание региональным властям «отвечать за качество» призыва, и просьба «осознать, что служба в армии необходима стране, всему российскому народу».

Во-вторых, глава государства фактически подтвердил выводы некоторых аналитиков о вступлении России в новый раунд гонки вооружений с Западом, прямо заявив, что «говорить о конце гонки вооружений преждевременно». «Ее маховик сегодня раскручивается, и она выходит на новый технологический уровень»,– пояснил президент, тут же рассказав, как именно Россия выйдет на этот «новый уровень» за счет «асимметричных ответов», основанных «на интеллектуальном превосходстве». Оговорка же о том, что «мы не должны повторять ошибок Советского Союза и решать вопросы военного строительства в ущерб задачам развития экономики и социальной сферы», выглядит чисто ритуальной: при высоких ценах на нефть Россия, как и СССР 70-х годов, пока может себе позволить участвовать в гонке вооружений без ущерба для социальной сферы.

Наконец, в-третьих, господин Путин весьма прозрачно намекнул, что укреплять свою безопасность Москва намерена, невзирая на критику Запада по поводу ущемления в России демократических прав и свобод. Его пассаж о «товарище волке», который «знает, кого кушать, кушает и никого не слушает», прозвучал как прямой ответ на недавние обвинения вице-президента США Дика Чейни в отступлении России от принципов демократии. «Куда только девается весь пафос необходимости борьбы за права человека и демократию, когда речь заходит о необходимости реализовать собственные интересы? – задал риторический вопрос Владимир Путин.– Здесь, оказывается, все возможно, нет никаких ограничений». И именно таким, на этот раз вполне симметричным подходом, похоже, и будет руководствоваться Кремль при реализации заявленных в новом президентском послании целей.


МАКСИМ Ъ-ШИШКИН, АЛЕКСЕЙ Ъ-ШАПОВАЛОВ






В словаре президента демография заменила демократию


10 мая 2006 года за 62 минуты Владимир Путин успел произнести 6477 слов из 41856 букв, которые уместились в 415 предложениях.
Нынешнее послание стало самым длинным по количеству слов за прошедшие шесть лет. В то же время по длительности чтения оно уступает посланиям 2003 года (65 минут, 5995 слов) и 2001 года (63 минуты, 6318 слов). Самым коротким по объему было послание-2005 (48 минут, 5212 слов), а самым быстрым по времени – послание-2004 (47 минут, 5217 слов).
Темп президентской речи 10 мая 2006 года составил 104 слова в минуту. Это средний показатель для Владимира Путина. Минимальное значение темпоречи было отмечено в 2003 году (92 слова в минуту), максимальное – в 2002 году (111,5 слов в минуту).
Вчерашнее послание можно условно разделить на три крупных тематических блока: вводная часть и экономика (2199 слова), социальная политика и демография (1584 слова), а также нацбезопасность, армия и внешняя политика (2694 слова).


Чаще всего глава государства произносил в своей речи слово «должен» с производными. Он упомянул его 65 раз (в 2005-м – 52 раза, в 2004-м – 60 раз). 10 раз он обратился к собранию со словом «предлагаю» (в 2005-м – 2 раза, до этого не употреблялось). Вторым по популярности стало местоимение «мы», которое упомянуто 60 раз против 37 в 2005 году и предыдущего «рекорда» 2003 года – 49. Употребление «я» также возросло до 9 раз (3 раза – в 2005-м, 5 – в 2004-м).
Про «демократию» Владимир Путин вспомнил всего два раза, хотя в прошлом году произнес это слово и его формы 23 раза. Зато повышенное внимание уделено «демографии» – шесть упоминаний (всего один раз в 2005 году). Акцент также был сделан на словах «социальный» (16 раз с учетом производных), «ребенок» (17 раз) и «дети» (16 раз). В 2005 году эти слова употреблялись соответственно 9, 1 и 3 раза. Возросло употребление слова «развитие» и производных от него – 33 раза по сравнению с 25 в прошлом послании. Президент 17 раз упомянул слово «армия» (в прошлом послании оно вообще не употреблялось). 5 раз он говорил о «реформах» и «реформировании» (3 раза в 2005 году).
Слово «Россия» и производные от него в послании 2006 года встречаются всего 46 раз против 65 раз в 2005-м и 95 в 2004 годах. Сократилось употребление слова «государство» – 29 раз по сравнению с 59 год назад. «Экономику» президент упомянул 30 раз (в 2005 году – 26).


Как аплодировали вождям


Зачитанный 26 января 1934 года доклад Иосифа Сталина на XVII съезде ВКП(б) при объеме в 18307 слов прерывался аплодисментами 34 раза (в том числе семь раз «продолжительными» и шесть раз «громом аплодисментов»). Еще шесть раз из зала слышались возгласы «Правильно!», восемь раз – смех и два раза – хохот. В конце съезд устроил овацию, которая была прервана исполнением «Интернационала», а затем возобновилась с новой силой. В среднем одна эмоциональная реакция зала приходилась на каждые 352 слова докладчика.


14 октября 1952 года, выступая на XIX съезде КПСС, Иосиф Сталин произнес 844 слова, которые были 16 раз встречены аплодисментами (в том числе «бурными» – восемь раз, «бурными продолжительными, переходящими в овацию»,– три). В среднем зал хлопал докладчику каждые 53 слова.


В докладе на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года «О культе личности и его последствиях» Никита Хрущев произнес 18021 слово. Стенограмма зафиксировала 19 аплодисментов (из них семь «бурные продолжительные»). Кроме того, раздался один возглас «Правильно!», смех (шесть раз) и шум возмущения (девять раз). Каждая реакция зала приходилась на 515 слов.


Выступление Леонида Брежнева 23 июня 1980 года на пленуме ЦК КПСС восемь раз прерывалось аплодисментами (в том числе четыре раза продолжительными) и содержало 1077 слов. Участники совещания хлопали каждые 135 слов доклада.


Торжественный доклад Юрия Андропова, посвященный 60-летию СССР, на совместном заседании ЦК КПСС и Верховного Совета СССР 21 декабря 1982 года содержал 4944 слова, слушатели аплодировали 41 раз (8 раз – бурно и 20 – продолжительно). Реакция зала приходилась в среднем на 121 слово.


В докладе Михаила Горбачева на XXVII съезде КПСС 25 февраля 1986 года содержалось 30864 слова, которые были встречены аплодисментами 133 раза (в том числе 44 раза – «продолжительными» и 5 – «бурными»). Зал аплодировал каждые 232 слова генсека.


Во время выступления Бориса Ельцина с докладом о реформах на VII съезде народных депутатов РФ 2 декабря 1992 года аплодисменты были слышны всего четыре раза (еще дважды стенограмма зафиксировала шум в зале). Доклад состоял из 1092 слов, зал реагировал на каждые 273 из них.


Послание президента Владимира Путина 2003 года, состоящее из 5995 слов, прерывалось аплодисментами 11 раз (каждые 545 слов). Затем частота одобрительных реакций зала стала расти: в 2004 году президенту аплодировали тоже 11 раз (но уже каждые 474 слова), в 2005 – 27 (каждые 193 слова).


Нынешнее послание (6477 слов) было встречено аплодисментами 47 раз, не считая вступительных и завершающих оваций. Следовательно, слушатели аплодировали главе государства каждые 132 слова. В результате доля «аплодирования» у господина Путина оказалась в 2,7 раза выше, чем у Иосифа Сталина в 1934 году, и примерно соответствует показателям Леонида Брежнева в 1980 году и Юрия Андропова в 1982 году. Хотя Владимир Путин в 2,5 раза отстает от рекорда, поставленного Иосифом Сталиным в 1952 году, нельзя не отметить, что нынешний российский лидер в четыре раза улучшил свой же показатель 2003 года.


 

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела