Наука и технологии
01 октября 2022, 12:53 | Автор: Вадим Ардов

Крылатый энергетик: как Антон Бордюг изменил представление о мобильных электролабораториях

Крылатый энергетик: как Антон Бордюг изменил представление о мобильных электролабораториях
фото:
Еще 10 лет назад в случае повреждения электросетей и электрооборудования за Полярным кругом, в высокогорных регионах или болотистой местности человечество могло надеяться на скорую помощь разве что супергероя.

Сегодня для экстренного ремонта или планового обслуживания оборудования в труднодоступные районы вылетает мобильная электролаборатория. Автор идеи создания электролаборатории на базе вертолета МИ-2 — человек незаурядный. Антон Бордюг точно вошел бы в топ-35 ученых до 35 лет, повлиявших на развитие своих областей. Специалист по энергобезопасности с самым высоким уровнем допуска, единолично имеющий действующий статус электролаборатории, еще и мечтатель, со свойственной всем энергетикам основательностью и последовательностью он воплотил свою мечту в жизнь.

— Как началась работа над этим амбициозным проектом? Все-таки, изменить подход к обслуживанию электросетей и энергокомплексов — очень смелая задача.

— Идея создать летающую электролабораторию у меня появилась, когда я лично оказался заложником бездорожья, работая в бригаде по монтажу и обслуживанию оборудования в горных районах штата Колорадо. В годы студенчества я ездил в США по программе обмена. Тогда у меня не было необходимых знаний и практического опыта, но идея настолько сильно увлекла меня, что ближайшие годы я посвятил своему профессиональному развитию, изучению различных вопросов функционирования энергетического комплекса, чтобы создать мобильную электролабораторию, в которой действительно нуждается отрасль.

Очень быстро появился интерес заказчиков, все-таки, скорость реагирования и мобильность у авиации гораздо выше, чем у автомобильного транспорта, на базе которого сегодня создаются электролаборатории.

Мне очень повезло, мне удалось найти людей, которые поверили в эту идею. У меня нет своего вертолета, но на сегодняшний день я могу вести разработку лаборатории, вести компоновку стационарных блоков на базе МИ-2, базирующегося на аэродроме в Адыгее. Я стремлюсь создать такую лабораторию, которая будет максимально автономна в решении производственных задач: комплект оборудования и по преимуществу один специалист, который сможет закрывать максимум необходимых потребностей в обслуживании и ремонте сетей, поэтому все от сборки до полевой эксплуатации стремлюсь делать сам, чтобы на своем опыте убедиться, что закладываю в проект самые эргономичные и функциональные решения.

— Какой ваш профессиональный опыт позволяет вести работу над этим проектом?

— В 2015 году я получил статус электролаборатории в органах Ростехнадзора. Вроде бы простая формулировка, но для меня это был очень важный этап и оценка профессиональных компетенций. Мне удалось продемонстрировать необходимые знания, подтвердить, что владею необходимыми методиками для тех или иных испытаний. Обычно электролаборатории ведут деятельность, осуществляя 10-15 видов работ. В моем арсенале есть разработанные методики и оборудование для проведения 48 видов испытаний, что, действительно, очень большая редкость.

Сегодня в России в принципе не так много индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в качестве электролаборатории, а с допуском выше 1000 вольт — от силы 2-3 в каждом регионе.

Для меня же как специалиста по энергобезопасности очень важно, что я могу осуществлять широкий спектр работ и услуг, это дает возможность меньше зависеть от внешних факторов и наиболее полно закрывать все потребности заказчиков. Все-таки, одна ситуация, когда ты планово проводишь аудит энергосистемы предприятия и организации в стационарных условиях, а совсем другой вариант, когда осуществляешь экстренный ремонт на выезде. Тогда от того, что ты знаешь, что умеешь своими руками и какое оборудование есть в наличии, зависит очень многое, часто это не просто время простоя производственных комплексов, а благополучие людей, которые остались без электричества. Тут не нужны лишняя бюрократия, согласования, ожидание, пока освободится необходимый специалист или оборудование. Время идет на часы и минуты.

Именно идея максимальной автономности и многофункциональности заложена в мой проект летающей электролаборатории. Так от перевозки на борту вертолета приборов и техники я перешел к блок-модульному исполнению внутри кабины авиасудна. В закрытом корпусе установлено оборудование, контрольно-измерительные, лабораторные, образцовые, эталонные приборы. При необходимости перед вылетом один блок с приборами может быть заменен на другой, который понадобится с большей вероятностью.

Какие результаты уже есть? Что внедрение авиаэлектролабораторий значит для развития электроэнергетики в целом?

— Уже сегодня мы можем обеспечить оперативное перемещение электролаборатории на расстояния до 500 км и в круглосуточном режиме обслуживать площадь в 750 квадратных километров. Наряду со своими основными обязанностями (обслуживанием и ремонтом электрооборудования), экипаж лаборатории может выполнять разведку местности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принимать активное участие в поисково-спасательных операциях, выполнять обязанности внештатных сотрудников МЧС, оказывать помощь людям.

Среди предприятий, эксплуатирующих кабельные линии и подстанционное оборудование в горной местности, например, на Северном Кавказе, очень востребован поиск места повреждения линии электропередач. Моя авиалаборатория дает возможность оперативно ликвидировать повреждения при низкоомных повреждениях. Да и проблему обнаружения высокоомных повреждений я тоже решаю. Сейчас работаю над полустационарной установкой, которая позволит «дожигать» линию до нужных для поиска повреждения значений.

Для меня важно, что на мои разработки обратили внимание не только коллеги и непосредственно заказчики, но и специалисты, занимающиеся исследованием экономических вопросов электроэнергетической отрасли. Мой проект рассматривается в докторской диссертации по теме «Экономическая составляющая в электроэнергетике. Методы реализации. Финансовые выгоды». Расчеты показывают, насколько применение летающих лабораторий экономически оправдано при организации обслуживания действующих сетей и как может сказаться на развитии энергосистемы России в дальнейшем, коренным образом изменив подходы к эксплуатации энергооборудования.

И все-таки, кто сегодня выступает вашими основными заказчиками? Кто быстрее и легче решается на примирение инновационных методов в энергетике?

— Конечно, потребителями услуг авиаэлектролаборатории являются крупные предприятия и организации, ведь вылет воздушного судна, особенно экстренный — это всегда затраты. Но опыт показал, что даже такие серьезные, на первый взгляд, затраты — в десятки и сотни раз меньше, чем расходы, которые понесет предприятие в случае вынужденной остановки производственного цикла или серьезных нарушений в работе энергопередающих систем. В числе моих заказчиков — энергетические компании, горно-обогатительные производства, я не могу называть все названия. Достаточно лишь сказать, что еженедельно мы совершаем порядка 2-3 вылетов и в перечне постоянных заказчиков услуг авиаэлектролаборатории более 20 организаций из 12 регионов России.

Какие задачи сейчас стоят перед российской энергетикой? Какие из них вы планируете решить?

Энергосистема России является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях — от арктической до субтропической зоны. Одной из главных целей — развитие и распространение прорывных технологий, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, цифровых и интеллектуальных технологий, энергосберегающих и энергоэффективных технологий на транспорте, в строительстве, ЖКХ и промышленности.

Мой проект решает проблему покрытия труднодоступных и отдаленных мест с одновременным использованием самых передовых приборов на воздушном транспорте. Огромным плюсом применением разработанных мною блок-модулей является их взаимозаменяемость, то есть воздушное судно становится многоцелевым. Например, сегодня установили модули для проведения испытаний и измерений. Завтра установили модули для ремонта и установки кабельных муфт или техобслуживания подстанций. Помимо своих непосредственных функций судно может выполнять разведку местности в случае чрезвычайных ситуаций, принимать участие в поисково-спасательных операциях выполняя обязанности внештатных сотрудников МЧС, я надеюсь, в будущем это позволит снизить финансовую нагрузку по содержанию и обслуживанию летного парка.

Каким вы видите будущее энергетического комплекса, какие технологии займут основное место в энергетике будущего?

— Я считаю, что в будущем энергетический комплекс и дальше будет идти по пути автоматизации и сокращения обслуживающей роли человека. Дистанционные технологии и различные беспилотные аппараты уже сегодня занимают большую нишу в различных сферах, энергетика тут не исключение. Свой вклад в развитие энергетики будущего вношу и я, разрабатывая многоцелевой комплекс по испытаниям, ремонту и обслуживанию сетей и электрооборудования на воздушных платформах. Считаю, что перенос функций наземных электролабораторий и мастерских на базу авиатранспорта (в будущем на дроны) неизбежное и вполне логичное развитие отрасли. Человек все больше использует небо.

Каждый год в воздушном сегменте транспорта появляется что-то новое, например, пилотируемые человеком дроны (Jetski), гражданские вертолеты и самолеты все больше становятся доступны частным лицам (например, в продаже появились вертолеты, которые ты собираешь как конструктор в своем гараже), появляются частные многоразовые космические корабли (SpaceX, Virgin Galactic). Я уверен, что в дальнейшем мы придем и к таким модульным авиаэлектролабораториям, которые потребители будут собирать под себя сначала на производстве, а потом, возможно, и самостоятельно.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости Наука и технологии
Все новости раздела