"Нужно сунуться к ЧВК": СМИ опубликовали переписку убитых в ЦАР журналистов
Журналисты РИА ФАН опубликовали на своем сайте скриншоты и расшифровку переписки убитых в ЦАР российских журналистов Александра Расторгуева, Орхана Джемаля и Кирилла Радченко с главредом ЦУР Андреем Коняхиным и журналистом Родионом Чепелем. Предположительно, передавшие изданию свидетельства люди получили доступ к компьютеру Расторгуева.
Начало переписки датируется 9 июля. В чате фигурируют упомянутые выше Джемаль, Радченко, Расторгуев, а также главный редактор ЦУР Андрей Коняхин, представитель ЦУР Анастасия Кулагина и журналист Родион Чепель. Они обсуждают покупку билетов на самолет, бронирование жилья и оформление визы. Расторгуев пишет о том, что ЦАР является крайне опасной страной для путешествий, где нужна вооруженная охрана. После этого вопросы безопасности больше не обсуждаются.
Согласно переписке, журналисты не имели четкого плана действий, а отправиться на военную базу в Беренго, где, по их мнению, находились наемники из "ЧВК Вагнера", они решили после того, как прочитали об этом во французских СМИ.
Россияне приехали в ЦАР по туристической визе, хотя имели международные пресс-карты на английском языке, однако большинство жителей страны говорят на французском, поэтому эти документы имели мало значения.
"Парни У нас небольшой логистический коллапс 1. Все дико дорого и ощущение что все ******** (хотя меню в кафе цены напечатаны) 2. Степень неадекватности девайсов и людей у них огромная. Когда мы пользуемся голосовым переводчиком люди думают что мы позвонили подружке и она с ними говорит из телефона и сейчас все им объяснит. Комический эффект проходит, остается ощущение языкового бессилия. Английского нет ни у кого практически. Это сначала так", — пишет Расторгуев.
Коняхин в беседе предложил журналистам сделать "табличку [ООН] для машины", причем представители организации заявили, что ничего не знали о командировке журналистов, но Коняхин утверждал обратное.
Когда журналисты находились в ЦАР, Коняхин попросил их сжечь пресс-карты и отправить ему фотографии результатов процесса. Для чего это было нужно — остается неясным, а Коняхин говорит также о необходимости "договориться с министерством печати и коммуникаций". Примечательно, что для того, чтобы проводить съемку в стране нужна аккредитация, без которой это является преступлением.
Из переписки становится понятно, что руководство выделило россиянам суточные на питание из расчета по 40 долларов в день на человека, еще 2150 долларов на жилье и 2250 долларов на водителя-переводчика. 500 долларов были выделены на прочие траты, в том числе и на взятки.
С собой у журналистов была техника более, чем на 500 тысяч рублей. В чате обсуждается, что по прибытию в ЦАР россияне попытаются проникнуть на территорию военной базы рядом с границей, после чего направятся в город Бамбари, где находится Мартин. Этот город расположен недалеко от золотых приисков, где предположительно и работают наемники. При этом Коняхин подчеркивает, что "фиксер", как они называют Мартина, "договорился с повстанцами, чтобы вас пропустили, водитель в курсе".
"Дальше — Мартин сейчас находится в Bambari (это там, где красивый золотой прииск). Он договорился с повстанцами, чтобы вас пропустили, водитель в курсе. Родион уточнит, надолго ли Мартин там. Скорее всего, в первый день вашего пребывания нужно сунуться к ЧВК в резиденцию Бокассы, прощупать там почву, а на следующий день поехать к Мартину в Бомбари, снять там все, пообщаться с ним и вернуться в Банги, работать по контактам которые он даст и с местным журналистом (Горшкова пришлет контакты)", — цитирует издание сообщение Коняхина.
Однако сразу же после прибытия съемочной группы в ЦАР все пошло не по плану. В частности, россияне прилетели раньше намеченного срока, и их никто не встретил. Долгое время они не могли связаться с Мартином, и в какой-то момент даже думали о том, чтобы на месте найти русскоговорящего помощника.
"Я предлагаю искать русскоговорящего студента или экспата с русскофранцузским и тд и брать его в концессию вместо предательских журналистов. Места возможные — перероды универа, бары для экспатов и тд. преподы", — предлагает Расторгуев.
В итоге было решено направиться к Мартину в Бамбари. В переписке также упоминается человек по имени Бьенвеню, однако неясно, является ли он водителем, нанятым до поездки — так зовут шофера, с которым они выехали из столицы ЦАР, но фамилии этих людей не совпадают.
"Завтра с утра едем на могилу Бокассы. Вечером МЕНЯЕМ МАСЛО И БЕРЁМ БЕНЗИН и едем в понедельник в Бомбари, где Мартин и тд. Такой план. По возвращению арендуем виллу и второй раз проходимся по Бомбари (могила Бокассы и русская армия) Завтра будет инфа про русскоговорящих учителей и тд из вуза местного," — отмечает Расторгуев.
В беседе журналисты жалуются, что в стране каждый пытается из обмануть и никто не говорит по-английски. Жители ЦАР показались россиянам "запуганными". При этом они препятствовали ведению съемки, из-за чего, в частности, приходилось платить взятки.
"На территорию не пустили и после долгих переговоров с переводчиком (без нас говорил, его пустили на территорию) сказали, что допуск ко дворцу решается через пропуск из мин обороны… Ещё нас приняли у гостиницы со всем оборудованием два копа – пришлось взятку дать. Потом тормознули на посту – тоже взятка, но меньше. Белый – не тот цвет для ЦАР. Местные плохо воспринимают камеру. Не дружелюбно. Похоже на гордость. Одни крикнули, что они "не пигмеи» (чтобы их снимать)", — пишет Радченко.
Последнее сообщение в чате написал главред ЦУР Коняхин в ночь с 29 на 30 июля. Он поинтересовался, доехали ли журналисты до пункта назначения, однако на тот момент они уже несколько часов как были убиты на дороге из Сибю в Декоа.