Специальный репортаж. Кущёвская резня
Римма Ахмирова
– К нам даже криминальные авторитеты не суются, – говорит мне водитель, пока мы подъезжаем к дому по адресу Зеленая, 6, где и произошло массовое убийство. Даже спустя несколько дней после трагедии милиционеров и следователей прокуратуры на улице больше, чем местных, которые стараются быстренько выскочить из своих домов не замеченными журналистами и правоохранителями. Чтобы не отвечать на вопросы.
4 ноября для станицы теперь траурная дата. Вся улица знала, что у Аметовых тем вечером праздник – приехал друг из Ростова-на-Дону с семьей. Зашли в гости и соседи…
На следующее утро дочь фермера Аметова пришла узнать, почему домашние не отвечают на звонки, и никого не застала в живых.
– Сейчас понятно, что главной целью был хозяин дома – фермер Сервер Аметов. А его гостей убили заодно. У Сервера и ран было больше всего – весь избитый, вывернутые и выломанные руки (видимо, выкрутили, когда на его глазах убивали семью и гостей. – Прим. авт.), сломанная грудная клетка… Но он был физически крепкий – как говорят, был жив после всех истязаний и умер только от отравления угарным газом, когда дом пытались поджечь, чтобы скрыть улики, – поделился со мной сосед Сервера Аметова Сергей Мул.
Бандиты орудовали ножами, видимо, для того, чтобы было меньше шума. Да и не скрыл бы пожар, если бы дом сгорел, пуль, которые сохранились бы в телах. Бойня шла от 15 минут до получаса.
Соседи говорят, что ничего не слышали, не видели. Следователи подозревают, что причина их молчания – страх. Представитель Следственного комитета даже обратился к станичникам через федеральные телеканалы, гарантировав конфиденциальность и безопасность. Но, судя по тому, что задержаны пока только 5 человек в возрасте от 16 до 24 лет, обещаниям не очень поверили.
Фермер Аметов
Убитый фермер был не так уж богат. Не новая техника, не фантастические владения. На ферме «Сириус», хозяином которой был Сервер Аметов, работали всего несколько наемных работников.
– 200 гектаров земли – это немного, – сказал мне руководитель Ассоциации фермерских хозяйств Олег Петрянкин. – Он сам и за трактор садился, и поля свои сам охранял вместе с сыном и племянником. Работящий мужик был. Держался сам по себе…
– Хозяин платил всегда вовремя и помогал в сложной ситуации – у моей коллеги муж с сыном в аварию попали, он им денег дал, – рассказала работница фермы Юлия. – В последний раз виделись – говорил, хорошо, урожай вовремя убрали, а на следующий день мы узнали, что его убили…
Сын фермера Джалиль Аметов в тот страшный день не попал на семейное торжество, потому что была его очередь сторожить поля. Я нашла его только по телефону.
– Сейчас ни с кем не встречаюсь, кроме следователей, – сказал мне Джалиль. – Не рекомендуют люди, которые меня охраняют. Те пятеро, которых взяли – это мелкая шушера, а главным участникам и заказчикам дали уйти. Их наша милиция прикрывала все эти годы.
Местная банда уже давно держит в страхе округу.
Потому что мы – банда
Кущёвская уже давно пользуется дурной славой «кубанского Чикаго». С продажными «копами», коррумпированными чиновниками и запуганными обывателями. Криминал установил здесь свою власть и свое правосудие.
– Все знали, что у бандитов «качалка» на заброшенной свиноферме и что их тренируют инструкторы по боям без правил, – рассказывает анонимно местный житель.
Кровавый клубок тут наматывался давно, и не все верят, что сейчас его размотают до конца. Задержанные – это «шестерки шестерок», говорят здесь. На остальных будто бы не удается выйти. Как это возможно, если мой журналистский блокнот лишь за 2 дня наполнился не только их кличками (Бык, Беспредел, Камаз, Бобры и др.), но и именами, фамилиями и адресами?
– А так и возможно, если у нас после очередного убийства начальник милиции приобретает нехилый автомобиль типа «Мерседес» или делает себе пристройку к дому. А дело закрывают. Если убийство громкое, то после него следуют громкие заявления. Как, например, после расстрела во дворе администрации Бориса Москвича – единственного районного главы, который заявил: «Неужели мы, 30 тысяч станичников, позволим держать себя в страхе 40 отморозкам?» Тогда все, начиная с генералов и заканчивая губернатором Ткачевым, говорили: «Раскрыть преступление – дело чести».
– Убийц не нашли до сих пор, – сказала мне по телефону вдова Бориса Москвича Людмила.
После закрытия очередного уголовного дела начальника милиции показательно отстраняют, но он быстро возникает на новой, более высокой должности. А в Кущёвку приходит новый милиционер, у которого пока нет «Мерседеса» и пристройки.
– Моих мужа и сына расстреляли на пороге дома накануне свадьбы сына, а потом несколько раз разбивали памятник на кладбище, – говорит вдова некогда самого богатого фермера станицы Валерия Богачева. После его смерти хозяйство ушло в другие руки. Может быть, в те, в которые Богачев не захотел отдавать его добровольно?
Аналогичная участь постигла и другого фермера – Анатолия Смольникова. Дело тоже не раскрыто.
– Кущёвские бандиты не прятались, «работали» напоказ, – говорят местные. – На праздниках всегда можно было видеть здоровенных парней, перед которыми все расступались. Для них было обычным делом запихать понравившуюся девушку в автомобиль, увезти и изнасиловать. Могли избить даже мента – им все сходило с рук.
После того как одна изнасилованная студентка пролежала два месяца в психиатрической больнице, другая едва не наложила на себя руки, а несколько ребят стали инвалидами после побоев, студенты кущёвских медучилища и технологического техникума стали массово забирать документы и уезжать из бандитской станицы. Ректор техникума Галина Крошка собрала около 200 подписей под обращением о беспределе в Кущёвской. Из края приехала комиссия, передвинула нескольких милицейских чинов на другие места и уехала. А подписанты получили террор по полной программе. Против Галины Крошки завели уголовное дело о финансовых махинациях в колледже, стали угрожать ее семье. Сама же бывший ректор – на грани нервного расстройства. Она и ее родственники отказываются общаться с прессой. Мафия бандитов, чиновников и милиционеров доказала, что она непобедима.
Предводителями банды называют семью фермеров Цапков. Два брата – Николай и Сергей были, можно сказать, ветеранами бандитских 90-х. Старшего, Николая, позже расстрелял киллер, а «на хозяйстве» остался Сергей. Сейчас он – хозяин крупного хозяйства с 3,5 тысячами гектаров земли и даже избирался депутатом райсовета: говорят, главным «аргументом» его избирательной кампании была брошенная в окошко главы местного избиркома граната.
Считается, что костяк кущёвской банды и охранное предприятие фермера Сергея Цапка совпадают по составу. Сам «хозяин» и гроза станицы числится простым охранником, что не мешает ему ездить на бронированном «Ауди» последней модели стоимостью несколько миллионов.
Версии
Некоторые станичники считают, что бандиты отомстили фермеру Аметову за смерть Коли Цапка, расправа точно совпала с годовщиной его гибели – 4 ноября 2002 года. У Аметова были напряженные отношения с Цапками из-за отказа фермера платить дань. Другие кущёвцы, хоть и признают, что банда терроризировала всю станицу, не верят, что резня – дело рук шпаны. Тем более что сам Цапок в последнее время из кожи вон лез, чтобы «легализоваться» – официальный бизнес, депутатство… Возможно, кто-то «сработал под беспредельщиков», преследуя другие цели – например аграрный бизнес (второй убитый – Мироненко был крупной фигурой в сельском хозяйстве юга России). Но в этом случае надежды на успех расследования, честно говоря, еще меньше. Если учесть, что бандитов, которые не прятались, «не могли» поймать больше 10 лет…
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что задержан предполагаемый организатор массового убийства Сергей Цапок.