Перед новогодними праздниками в Москву завозят паленый алкоголь. Канистрами!
«Алкоголь с завода в канистрах по пять литров! Коньяк, виски, текила, ром, водка вишневая, ликер «Амаретто», мартини — все по 700 рублей за канистру. Спирт — 500 рублей. Место нахождения: Москва…»
Такое заманчивое предложение пришло мне на почту. Чего греха таить, я обалдел: только представьте, та же текила (самая дешевая) в магазине продается где-то по тысяче рублей за бутылочку. А тут всего 700 рублей, да за 5 литров! Нехило, правда? Тут вариантов два: либо это откровенная отрава, либо (во что верится с трудом) действительно то, что разливают на заводе. Но тогда на каком?!
— Только спешите! — предупредили меня по указанному в рекламе телефону. — Горячая пора началась — не успеваем привозить…
— Хоть не помру после ваших ста грамм? — стал трезветь я, хорошенько обдумав «суперпредложение».
— Да нет… — обиделись на том конце. — Мы шесть лет уже работаем. Никто не жаловался. Вы приезжайте, на месте сами все распробуете.
На пробу я заказал текилу, ром и мартини. «Пробники» меня ждали пятилитровые.
Съемка скрытой камерой: поставщик дает свой товар на пробу нашему корреспонденту
«ПИТЕРСКИЙ ВИСКАРЬ НЕ БЕРИ — ОТРАВИШЬСЯ»
С Максимом — высоким мужчиной лет тридцати — мы встретились вечером у ст. метро «Рязанский проспект».
— Вы уж извините, — стал трясти он мою руку. — Но текила и мартини сегодня закончились.
Максим подвел меня к новенькой «Мицубиси» и открыл багажник:
— Могу предложить коньяк… И виски еще осталась пара канистр.
— Да не, — отмахиваюсь. — Мне бы все-таки текилы.
— Тогда завтра. Утром подвезут.
— А откуда везут? — спрашиваю.
— Из Нижнего Новгорода. У нас там завод. Как правило, с таким алкоголем едет по фуре в неделю. А в декабре возим по фуре в день — очень много заказов.
— Кто заказывает? — допытываюсь я. — Такие, как я?
— В декабре на новогодние корпоративы берут. Некоторые компании десятками канистр заказывают: мужикам — коньячок, дамам — мартини. Работники этих фирм иногда даже не догадываются, что пьют. А руководству — экономия какая! Вы попробуйте — от настоящего-то не отличить!
Максим откручивает крышку и сует мне в лицо. Вроде пахнет ромом.
— Не бойтесь, — успокаивает меня продавец. — Это прямиком с завода. То, что разливается по бутылкам и поставляется в магазины, нам с вами. Так что за качество не волнуйтесь — оно отличное!
Я отдал семь сотен за «отличный» ром и договорился о завтрашней встрече. А Макс не унимался.
— Знаете, на сколько поднимается цена на «бухло», дойдя до магазина? — Он стал загибать пальцы. — Розлив, тара, этикетки, аренда помещения, акцизы, транспортировка, накрутка магазинов. — А на самом деле стоит — копейки! Вы только это… — замялся вдруг он. — Канистры из Питера не берите. Точно отравитесь!
— Еще и оттуда везут?
— В Москву только из Питера и Нижнего и везут.
На следующий день иномарка Максима «присела»: ее владелец пер в ней сорок 5-литровых канистр. Багажник был уставлен тарой:
— Запомните: канистра с серой крышечкой — это текила, с бордовой — мартини. Мы их только по цвету крышечек и определяем.
— А в рестораны вы свое добро поставляете? — намекаю я. — У меня, к примеру, есть знакомый бармен — он хочет подзаработать…
— Легко! — радуется Макс. — Мы в некоторые кафешки давно привозим алкоголь. Если сведете с нужным человеком — будет скидка. По 600 рэ за канистру. И спирт дешевле.
Вот так выглядят канистры с поддельным алкоголем.
ЭКСПЕРТЫ: «ТЕКИЛОЙ И НЕ ПАХНЕТ!»
Угощаться купленными напитками в редакции рискнули не все. Товар сразу отправили на экспертизу, которую совместно с ГУУ «Московское качество» провели в Испытательном центре по контролю качества пищевых продуктов.
— Неплохо пахнут, как настоящие! — «взял пробу» замдиректора «Москачества» Игорь Назаров. — Только одно но: в России такие напитки, как текила и мартини, вообще не производят. Ни на каких заводах не разливают.
Через четыре дня пришли результаты экспертизы. Печальные.
— Это не текила, не ром и не мартини. Это жидкость, при производстве которой были использованы этиловый спирт, ароматизаторы и красители, — заявила гендиректор «Москачества» Ася Марутян. — Мы встречаемся впервые с такой подделкой.
— А насколько это опасно для здоровья человека?
— К счастью, жидкости не содержат солей тяжелых металлов, мышьяка или кадмия.
— То есть если выпьешь рюмочку из канистры, то не помрешь?
— Сразу же нет, — «успокаивает» специалист. — С другой стороны, если будешь пить это регулярно…
Вот так выглядят канистры с поддельным алкоголем.
ИЗ «ПОЙЛА» ДЕЛАЮТ КОКТЕЙЛИ
В УБЭПе об алкоголе в канистрах нас стали расспрашивать с большим интересом. Даже похвалили: мол, «Комсомолка» на целую банду мошенников-алконавтов вышла.
— Впервые о том, что в канистрах продают «экзотический» алкоголь, мы узнали месяца два назад, — рассказал «КП» замначальника отдела по незаконному производству и обороту алкоголя УБЭП ГУВД Москвы Олег Колесников. — Мы задержали двух студентов, они распространяли алкоголь в Интернете: на «Одноклассниках» и «ВКонтакте».
Но именно на производителя этой продукции московским оперативникам выйти еще не удалось. Впрочем, они (милиционеры) до сих пор не воспринимали этот бизнес всерьез.
— Честно говоря, я думал, это просто шалость студентов, — признает Олег Александрович. — Считал, что они подрабатывали где-то на вечеринке, а в конце вечера сливали остатки алкоголя в канистры. Ну и продавали это потом. А вы говорите — фурами везут… Проверим!
— И в ресторанах разливают! — добавляю. — У нас этим летом корреспондент в кафе официанткой работала (репортаж Екатерины Лебедевой читайте на сайте kp.ru), ее заставляли посетителям коньяк из такой же канистры разливать…
— Владельцы ресторанов не рискнут, — хмурит брови Колесников. — Мы регулярно трясем кафе, клубы, рестораны. Если выявятся ТАКИЕ нарушения, заведение тут же лишится лицензии. Это серьезно.
Гендиректор «Москачества» уверена в обратном. По ее словам, разливной контрафакт, увы, выгоден именно общепиту.
— Это используется для коктейлей в клубах и ресторанах, — считает Ася Марутян. — В готовом коктейле ни один эксперт не сможет определить, что именно туда добавил бармен. А уж клиент и подавно не поймет… На мой взгляд, это откровенный теневой бизнес. И за ним стоят серьезные люди и большие деньги.
Вчера мы прозвонили несколько разных ресторанов и от имени продавцов дешевого алкоголя предлагали свои услуги. Практически везде деликатно отказались, сославшись на то, что у них уже есть свои «поставщики алкогольной продукции».
Тем временем в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» вовсю торгуют 5-литровыми канистрами с «элитным» алкоголем. Заказать и купить дешевую подделку можно в любом районе Москвы. Торговля, впрочем, развернута по всей стране. Кроме традиционных напитков, перед праздниками в продаже появились новинки — «заводские» абсент, самбука и джин.
Для сведения: этот алкоголь в нашей стране, увы, вообще не производят.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследования федерального и регионального рынка алкоголя: «В каждом третьем кафе Москвы продают пойло!»
— Размах мошенничества, о котором вы пишете, грандиозный! В Москве более трех тысяч точек общественного питания, которые продают алкоголь, и, по моим прикидкам, в каждом третьем кафе и ресторане продается алкоголь из таких канистр. Дело в том, что процесс проникновения алкоголя в точки общепита основан на откатах и взятках. Там хорошо налаженные схемы поставок. Не секрет, что они закупают легальный алкоголь, а потом в эти же бутылки заливают подделку. Вся эта система абсолютно бесконтрольна! Контролирующие органы типа милиции сами сидят на взятках. Половина производимого спирта в России нелегальна, а наши гениальные химики сделают любой напиток, который представлен на рынке. Через кафе сбывать это пойло удобнее всего, не нужно ничего бутилировать: продал канистру знакомому бармену, тот будет периодически доливать суррогат в красивые бутылки.