21 апреля 2009, 19:55 | Автор: Иван Рутов

Как Иннокентий Смоктуновский едва не ослеп

Как Иннокентий Смоктуновский едва не ослеп
фото:
Роль Гамлета позволила великому актеру купить «Волгу».

45 лет назад на экраны вышел художественный фильм «Гамлет» великого Григория КОЗИНЦЕВА. Роль принца Датского в нем сыграл гениальный актер Иннокентий СМОКТУНОВСКИЙ. Несмотря на то что картина получила множество международных наград, не все однозначно отзывались об игре Иннокентия Михайловича. Эти споры не утихают до сих пор.


Сын актера Филипп СМОКТУНОВСКИЙ уже делился с читателями «Экспресс газеты» своими воспоминаниями об отце («ЭГ» №6, 2009 г.). Сегодня он продолжает свой рассказ.


Съемки «Гамлета» — одно из самых ярких воспоминаний детства Филиппа Смоктуновского, сына знаменитого актера. 5-летним мальчиком вместе с отцом он жил в эстонском местечке Вяэна-Йыесуу, где снимался шедевр советского кино. На берегу Балтийского моря возвели в натуральную величину огромный замок Эльсинор из металлических ящиков для молока. Между прутьями проложили ткань, сверху залили цементом. Филипп вместе с детьми сотрудников киногруппы играл в лабиринтах замка в прятки.



Принципиальный Олег ТАБАКОВ всегда высказывает свое мнение, невзирая на чины и авторитеты


— Снимаясь в «Гамлете», отец получил серьезную болезнь глаз, — вспоминает Смоктуновский-младший. — Работали второпях — хотели успеть к Всесоюзному кинофестивалю. Для актеров это была большая нагрузка. Фильм был черно-белым, и для выразительности картинки требовалось яркое освещение. Свет юпитеров подолгу бил в глаза отцу. В результате он почти все лето лечился в глазной клинике.


Сам себе режиссер


— Отец, прочитав сценарий Козинцева, хотел отказаться от роли. Сценарий показался ему чудовищно плохим — не было живых сцен, плоские образы, ходульные сцены, — продолжает Филипп. — Но желание сыграть в фильме по пьесе великого Шекспира пересилило. Папа разбирал и репетировал роль на дому с режиссером Розой Сиротой, помощницей Георгия Товстоногова, главного режиссера БДТ.


На съемках Козинцев тихо брал отца под руку, прогуливался с ним чуть в стороне от других актеров.


— Ну, Кеша, как вы думаете, как нам снимать этот эпизод? — заикаясь спрашивал он.


— Ну, я думаю, вот так и так, — отвечал Иннокентий Михайлович.


— В этом что-то есть, — говорил Козинцев, а потом, буквально оттолкнув моего папу в сторону, кричал: «Внимание, всем слушать мою команду!» И дословно повторял только что услышанное. Так и был срежиссирован «Гамлет».


Подружки Оливье


— Результат превзошел все ожидания: фильму присудили множество призов за режиссуру и главную мужскую роль. Папу признали лучшим Гамлетом даже на родине Шекспира. Отец рассказывал, что англичане удивлялись: русский Гамлет потеснил на пьедестале работу Лоуренса Оливье. Его удостоила аудиенции принцесса Анна, — вспоминает Филипп. — Кстати, Козинцев не получил ни приглашения, ни награды от принцессы.


Самому Лоуренсу Оливье работа отца тоже очень понравилась. Однажды он приехал в одну из лондонских гостиниц, где папа остановился. Лоуренс привел под руки двух красивых девушек и спросил, подмигивая:


— Вам они нравятся?


Отец ответил, что девушки замечательные, но, сославшись на усталость, отказался провести с ними вечер. Оливье не мог понять, как можно не принять такой подарок, и воскликнул:


— О, неужели вы гомосексуалист?!


— Я и правда очень устал, и никакой я не гомосекшн, — отпирался изо всех сил папа.


Надо сказать, мой отец ненавидел гомосексуалистов. Он долгое время работал в Норильском театре. В этом северном городе жило много зэков, среди которых процветала педерастия. И у него остались самые неприятные воспоминания об этом явлении.



Работая над образом принца Датского, СМОКТУНОВСКИЙ внимательно прислушивался к советам красавицы-жены Суламифи


Опытный водитель


Существует миф, что Смоктуновский научился водить машину, снимаясь в роли Юрия Деточкина в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!». Рассказывают, что он брал уроки у инструктора и даже жаловался на его строгость Эльдару Александровичу. Однако сын актера уверяет, что все было иначе:
— Папа действительно часто вспоминал добрым словом советы Александра Микулина, постановщика автомобильных трюков. Но все же водить машину он к тому времени уже умел. Работа отца в «Гамлете», который был снят за два года до фильма «Берегись автомобиля!», удостоилась высшей отечественной награды — Ленинской премии. Ему заплатили 10 тысяч рублей. На семейном совете родители думали, как распорядиться этой суммой. И решили: купим «Волгу»! Она стоила около 6,5 тысячи, а остальные деньги родители вложили в строительство дачи.


Всем не угодишь


— Отец считал Гамлета одной из своих лучших ролей и не обращал внимания на критиков. Ведь не все однозначно восприняли его прочтение Шекспира, — говорит Смоктуновский-младший.



Филипп гордится талантливым отцом


— Да и сейчас продолжаются споры. Недавно Олег Табаков в интервью «Комсомольской правде» назвал игру Смоктуновского в «Гамлете» «средней».


— Я уже говорил, что у Олега Павловича к моему отцу неоднозначное отношение («ЭГ» № 6,
2009 г.). Папа мне рассказывал, что Табаков писал на него, как их называл отец, доносы то ли в Госкино, то ли в Союз кинематографистов. Он был членом Коммунистической партии, может быть, от него потребовали высказать свое мнение и подтвердить, что он стоит на страже, защищая интересы советского искусства. Вот поэтому он, скорее всего, и высказался, что отец — актер, дескать, не «нашего» плана, не советский. Возможно, ему не нравилась манера отцовской игры. Это вполне понятные споры творческого характера, а возможно, и творческая ревность. На самом деле каждый актер имеет право на свое прочтение роли, к тому же всем не угодишь. Мне, к примеру, очень нравится, как Табаков сыграл Обломова. Он неординарный человек и настоящий профессионал.


НАГРАДЫ ФИЛЬМА Григория Козинцева «ГАМЛЕТ»


1964 год — лучший отечественный фильм, Смоктуновский — лучший актер года по опросу журнала «Советский экран».


1964 год — специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля — Григорий Козинцев. 1964 год — номинация на приз «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля — Григорий Козинцев.


1965 год — Ленинская премия Козинцеву и Смоктуновскому.


1966 год — премия Национального совета киноцензуры «Серебряная лама» на Международном кинофестивале в Лиме.


1966 год — премия «Фемина» (Бельгия).


ДОСЛОВНО


Из интервью Олега Табакова «Комсомольской правде» (16 февраля 2009 г.):


«… — Но ты никогда не хотел играть Гамлета…


— Нет. К слову, и Иннокентий Михайлович Смоктуновский, с его мощным талантом, на мой взгляд, средне играл в одноименном фильме эту роль…


— А «Гамлет» в твоем МХАТе нравится?


— Я думаю, это незавершенная работа, но мне нравится.


— Мне очень нравится. Я совершенно влюблена в твоих молодых актеров.


— Я тебе еще скажу про Смоктуновского. Когда мы халтурили в одно и то же время на студии научно-популярных фильмов в Алма-Ате и писали текст, я про сахарную свеклу, а он, по-моему, про поголовье бараньего стада — ах, какие дивные у него были интонации! Понимаешь, дело необязательно в масштабе роли, которую играет актер… Дело в том, как много он может в эту роль вложить».

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела