В самоубийстве школьника виновата его учительница
Вера Новак, бывшая классная руководительница подростка, была признана виновной в доведении ученика до самоубийства — ее приговорили к четырем годам лишения свободы условно. СМИ не раз писали об этом деле, и 10 июля, после окончания закрытого процесса, журналисты попытались выяснить, почему именно такое решение принял суд.
В коридоре суда Вера Новак ждала своей участи, низко опустив голову.
— Мне все равно, — призналась она. — Лишь бы не тюрьма, а так — какая разница?
Оглашение приговора Вере Новак заняло не больше десяти минут. Суд признал ее виновной в доведении ученика до самоубийства. Вере Новак предстоит выплатить бабушке Ромы 300 тысяч рублей компенсации морального вреда. И еще ей запрещено в течение трех лет работать в школе (откуда она и так уволилась после трагедии).
— Я бы и так не смогла вернуться в школу, — поделилась с Вера Новак. — Для меня ведь прошло не два года, а все десять…
«Оскорбляла меня свиньей и дураком»
Последний урок математики Вера Новак провела 21 сентября 2005 года. Вечером того же дня под железнодорожной платформой у Красного Села было обнаружено тело ее ученика — 14-летнего Ромы Лебедева. В кармане его куртки нашли записку: «Я лебедев Роман подтверждаю что Вера Аркадьевна меня мучеет из-за того что я прошлой весной не здал деньги на ремонт. Подтвердит МАКС». (Орфография и пунктуация сохранены.)
В первые же дни появилась информация: классная руководительница «унижала бедно одетого мальчика», требовала денег с ребенка-сироты, жившего с братом и бабушкой на ее крохотную пенсию. Якобы за то, что он не мог сдать 300 рублей, заставляла его мыть пол в классе.
Вскоре, правда, выяснилось, что Рома пол так ни разу и не помыл. И дежурить он должен был не из-за денег, а потому, что постоянно отлынивал от общих для всего класса работ. А психологи заявили, что при его уровне грамотности подросток не смог бы сам придумать слишком «взрослый» текст записки. И значит, писал скорее всего либо под диктовку, либо откуда-то списывая. Причем менял ручки, что тоже не вяжется с «предсмертностью». Ручек этих, кстати, не оказалось в том рюкзаке, где лежала записка. Но иных версий смерти Ромы не появилось, и Вера Новак пошла под суд.
Мало того: нашлись свидетели, двое одноклассников Ромы Лебедева, которые заявили о том, что их тоже унижала и оскорбляла «Аркаша» (прозвище Веры Аркадьевны Новак). Один из них — упомянутый в записке Макс, второго звать Антоном. В деле о доведении до самоубийства появятся еще две статьи Уголовного кодекса — «Оскорбление» и «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».
Следствие длилось пять месяцев. Суд — больше года. Поскольку суд шел в закрытом режиме, показания свидетелей слышали только участники процесса. Но сейчас, когда суд закончился, журналисты могут проанализировать их.
Потерпевшие — бабушка Ромы Тамара Белозерова, Антон и его мама Лариса Кравченко, Максим и его бабушка Любовь Балышева — давали показания, которые поддерживали версию обвинения.
«Начались физические расправы с ее стороны, — эмоционально рассказывал Максим. — Она ударила меня туфлёй (именно так: туфлёй). Также ударяла линейкой. Также оскорбляла меня свиньей и дураком за то, что я не ответил урок, опоздал, разговаривал с соседом…»
«Новак входила в класс и сразу говорила, кто у нас сегодня будет свиньей, — делился обидами Антон. — Била линейкой. В седьмом классе ударила меня туфлёй по голове за прогул…»
Но иногда Антон и Максим все же отходили от генеральной линии своих показаний, и образ учительницы переставал быть одномерным. «Когда мне было что-то непонятно, она мне все объясняла после уроков», — сказал как-то Максим. «После школы Рома забывал обиды, мы о них не вспоминали», — заявил Антон, хотя обвинение в доведении ученика до самоубийства в адрес Веры Новак построено именно на том, что обиды не забывались, а накапливались.
Позже Антон и вовсе поставил процесс под угрозу. Уставший от вопросов адвоката, он брякнул: «Следователь писала мне объяснения, а я подписывал. Следователь пришел ко мне домой, дал мне написанный текст, и я его переписал и подписал. Я не помню, что писал и зачем». Как эти замечания отражены в приговоре, пока непонятно — вчера была оглашена только резолютивная его часть.
«Я считаю ее хорошим учителем»
Родители ребят из 8-го «Б» рассказывают, что после гибели Ромы ко многим из них и к их детям обращалось следствие, выясняя, не являются ли и они потерпевшими. Согласились только Антон с Максимом.
Почему именно они? Это становится понятно из показаний мамы Антона. «Новак проводила в классе анкетирование на тему «кто с кем хочет сидеть», — говорила Лариса Кравченко. — Выяснилось, что никто не хочет сидеть с Малаевым, кроме моего сына. И никто не хочет сидеть с моим сыном, кроме Малаева».
Если Ромку все любили, то у этих двоих ребят были, похоже, серьезные проблемы с одноклассниками. Написав заявления на бывшую учительницу, они вскоре перешли в другую школу.
Но как же другие ученики этого класса? Ведь среди них были и похулиганистей, чем Антон с Максимом. Но, как выяснилось в суде, у них с математичкой сложились вполне нормальные отношения.
«Я не видела, чтобы Вера Аркадьевна кого-то била, тем более туфлей, — говорила одна девушка. — Но, возможно, в тот день я отсутствовала».
«Веру Аркадьевну я считаю хорошим учителем, — заявила другая девушка. — Она не злая. Ко всем относилась одинаково».
«Иногда она называла нас хрюшками, поросятами. Могла так сказать, если кто-то чего-то не сделал. Не помню, чтоб у нее с кем-то были конфликты».
Правда, поначалу, признают ребята, они тоже во всем обвиняли учительницу.
«Мы считали, что Вера Аркадьевна виновата, потому что так говорили по телевизору, — рассказала девушка по имени Даша. — А когда узнали о записке, то заняли сторону Веры Аркадьевны».
Даша сказала одну вещь, которую уже после этой девочки станут повторять психологи: «Мы оказались перед выбором. С одной стороны — Рома, наш одноклассник. С другой — наша классная руководительница…» Дети запутались: они не могли предать погибшего друга, но и «Аркашу» предавать не хотели.
При этом, говорит девушка Катя, они «не верили, что Рома мог покончить жизнь самоубийством из-за полов, думали, что у него что-то случилось в семье».
«Последний звонок»
В мае этого года Вера Новак заглянула в 262-ю школу. Соскучилась. Поднялась на 2-й этаж, где был когда-то ее кабинет математики. Там был 8-й «Б» — тот самый класс Ромы Лебедева. Казалось бы, больше не зависящие от учителя-«монстра» ребята могли высказать ей все, что думают. Но…
— Ой, Вера Аркадьевна, вас не посадили?! — радостно закричали они. — Приходите к нам на «последний звонок»! Кто-то побежал в класс, и уже через три минуты до слез растроганной Вере совали в руки «именную» открытку с приглашением на праздник.
Она собралась с духом и пришла. Тихо вошла в зал, где ребята давали концерт, села в сторонке. Ее бывший класс тоже показал небольшую постановочку, потом дети поблагодарили учителей, и на этом, казалось, все закончилось. Как вдруг вышел вперед Андрей Иванов — одноклассник Ромы.
— Я хочу обратиться к еще одной нашей учительнице, — громко произнес парень. — Мы очень рады, что она сейчас в зале. Вера Аркадьевна, спасибо вам за все! Мы помним вас и любим.
Растерянная и заплаканная Вера стояла и принимала букеты от своих бывших учеников.
Девчонки окружили ее, все зарыдали. Мальчишки стояли в стороне, слезы сдерживали, только ворчали: «Чего уж так-то?» А следом подтянулись и родители. Вера не пыталась скрыть, что плачет. Мамы и папы подходили к ней, похлопывали по плечу, говорили теплые слова. «Ничего, ничего, все обойдется», — слышала она, как сквозь сон.
«Знаю, в чем виновата перед Ромкой»
Признав Веру Новак виновной в доведении до самоубийства, суд оправдал ее по статье «Оскорбление». По третьему пункту — «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» — истек срок давности.
Адвокат Веры Новак Александр Федчун собирается оспаривать приговор и добиваться полного оправдания. На том же настаивают бывшие коллеги, учителя 262-й школы.
— Вера Аркадьевна, а вы-то считаете решение суда справедливым? — спрашиваю ее.
— Да, я знаю, в чем виновата перед Ромкой, — признается Вера Новак. — Ну почему я не увидела, что он уже на грани?
Журналисты долго разбирались в этой сложной истории, пытаясь понять: кто или что толкнуло ребенка на страшный шаг?
У нас нет повода не верить показаниям учеников Веры Новак. Из этих показаний следует, что она была обычной учительницей — наверное, не хуже и не лучше других. У нее, как и у сотен других, бывали конфликты с учениками. Возможно, она срывалась, возможно, перегибала палку. Но определенно не желала детям зла.
Но что же произошло между ней и Ромой? Наверное, это тот случай, когда нашла коса на камень. Наверное, заурядный конфликт из-за дежурства и мытья полов достиг такой стадии, когда взрыв происходит из-за малейшей искры. И вина учительницы в том, что она не разглядела в ситуации высокой концентрации взрывоопасных веществ. И не включила «полный назад».
Психологи с опаской характеризуют подростков: уж очень это непредсказуемый народ. А Рома Лебедев, как установили эксперты, в детстве еще и страдал поражением головного мозга. Потом он вылечился, но врачи фиксировали «остаточные явления». Одно из них, говорят эксперты, — гипервозбудимость. Впрочем, половина детей нынче и без травм страдают «повышенным тонусом», нервны, агрессивны. Кроме того, жив-здоров его отец, но с семьей не живет, в зале суда его не было. Остается только догадываться, насколько трудно ребенку (да еще мальчику!) в переходном возрасте, потерявшему мать, фактически лишиться еще и отца. Сиротство и бедность — это травмы, которые вполне сравнимы с физическими. Но кто в наше время будет искать подход к такому человечку, помнить: любой неосторожный поступок, резкое, раздраженное слово, и брошенное-то в сердцах, могут сыграть роковую роль? При этом оговоримся: мы рассуждаем исходя из того, что материалы дела дают исчерпывающий ответ на вопрос, не было ли в этой истории «третьего, черного человека» — из тех, что обычно возникают в судьбе неблагополучных детей…
Бабушка и брат вспоминают, что вечером 20 сентября после конфликта с учительницей Рома пришел домой заплаканный. Утром 21-го он ушел к железной дороге. Как странно: между обидой и бесповоротным решением прошла целая ночь. Огромный срок для ребенка и его изменчивой психики. Или ссора с «классной» стала последней каплей в его короткой и неласковой жизни?