Собаки в метро
Ежедневно подземка перевозит не только 9 миллионов людей, но и около полусотни собак. Еще около 500 хвостатых «москвичей» в метро живут постоянно. Зоопсихологи рассказали «КП», что у этих метропсов уже появились особые привычки, совсем иные, чем у их собратьев на земле
Сперва захватили автобус, потом метро
Изучением необычных пассажиров вот уже второе десятилетие занимается зоопсихолог Андрей НЕУРОНОВ. Он считает, что псы за это время заметно поумнели. Передвигаться на транспорте барбосы начали в конце восьмидесятых — на автобусах и троллейбусах, едва оттуда исчезли контролеры.
Любимые маршруты четвероногих тех времен — от Таганки до мясокомбината на Волгоградке и по Кутузовскому до Киевского рынка.
Еще стая хвостатых безбилетников зачем-то моталась на Рублевку и обратно.
Потом псы «захватили» «колбасные» электрички: из Подмосковья собаки утром отправлялись на промысел по рынкам и свалкам мясных заводов, а обратно «столовались» за счет добрых пассажиров, груженных авоськами с дефицитными тогда сосисками и колбасой. Псам в этих поездках отдавливали лапы, прижимали дверями хвосты, но они поняли: при определенной сноровке передвигаться на транспорте можно.
И тогда в одну из зим псы спустились в метро.
Это — собачья элита
Выжить в метро собаке — та еще наука! Неуронов уверен, что за несколько лет сформировалась особая каста бездомных собак.
— В метро псы социализировались, — рассказывает зоопсихолог, — научились жить с людьми, не доставляя особых хлопот. Они понимают, что человек под землей — источник пропитания и гарантия спокойствия. А еще научились разбираться в людях: милиционера на всякий случай обойдут стороной, доброму человеку с сумкой, из которой пахнет чем-то вкусным, состроят рожицу. А особо смелые могут и голову на колени положить.
С женщинами у турникетов у псов особые отношения. Среди дам есть настоящие злыдни. Таким барбосы на глаза не попадаются, спускаются дальним эскалатором, затерявшись среди пассажиров. К добрым контролерам, наоборот, подходят по-свойски, радостно виляя хвостами-баранками: мол, как служба, хозяйка? Ну и слякоть на улице!
Метропсы изучили график горожан: в час пик забираются в щели или дрыхнут в переходах, свернувшись калачиками у стен, предпочитая места под таксофонами, там точно не затопчут.
По делам псы отправляются либо утром, едва открывается метро, либо днем. Особо сообразительные попрошайничают. И ведут себя так же, как человеческие «коллеги»: заходят в вагон, ложатся на пол, а смелые — и на сиденье! Когда становится тише, начинают либо поскуливать, либо медленно идти по вагону — «люди добрые, сами мы неместные, помогите кто чем может! Гав!»
Вечером собаки развлекаются: встают в конце платформы и, когда подъезжает поезд, несутся к голове состава, облаивая вагоны. Или на скорость проныривают в захлопывающиеся двери: смысл забавы, видимо, в том, чтобы не прищемить хвост.
— Метропсы намного смышленее наземных собратьев, — убежден зоопсихолог, — не только бездомных, но и домашних. Их «исход под землю» шел путем быстрого естественного отбора — прижились самые юркие и сообразительные. Если взять такого бедолагу домой, то более преданного пса не найдете. Приносить тапочки по утрам — самый простой фокус, которому их можно научить.
Где живут, там не гадят!
Стих «Хорошо быть кисою, хорошо собакою, где хочу — пописаю, где хочу — покакаю» не про метропсов. Они считают метро своей норой: и естественные нужды — в отличие от бомжей — справляют на улице. Нет в метро и беременных сук или собачьих свадеб. Продолжать род шарики тоже уходят «к солнцу».
Неуронову известен только один случай, когда собака рожала под землей: дело было в жуткие морозы, и в переходе у «Теплого Стана» ларечницы соорудили закуток. Пройдет не меньше года, прежде чем ее щенки спустятся под землю: неопытных псов в метро почти нет. Но с каждым поколением хвостатые жители подземки молодеют — гены сказываются!
Жизнь собачья
Не все метропсы живут в метро безвылазно — таких несколько десятков. Все путешественники — ездят с многочисленными пересадками по загадочным делам и занимаются мелким продуктовым рэкетом. «Путешественники» — поджарые живчики. Настоящие «метросексуалы».
— У них обязательно легкий нрав, они симпатяги, не всегда внешне, но по характеру точно, — шутит зоопсихолог, — «рубаха-парни», которые одним взмахом хвоста обаяют любого. И внешне они всегда симпатичнее своих сородичей, которые сутки напролет спят у стеклянных дверей. В фойе такие сони — свои в доску, но в метро спуститься не решаются.
«Путешественники» не просто катаются — они едут строго по делу и по нужному адресу. До сих пор непонятно, как псы выходят на нужной им станции — по звуку или «отсчитывая» в уме нужное количество остановок. Замечено, едва собаки услышат, как объявили нужную им станцию, так сразу готовятся к выходу.
— Скорее всего, они реагируют на звук. Точнее — на определенное сочетание слов, как домашние псы на кличку или знакомые команды, — предполагает Неуронов. — А вот как разрабатывают свои маршруты, для меня до сих пор загадка. Ни разу не видел, чтобы «на дело» такие собаки ездили по двое.
Одиночество — главная особенность метропсов
Метро каждый из них осваивает в одиночку.
Даже когда они сбиваются в стайки — это стайки эгоистов, где каждый за себя. Настоящие жители мегаполиса!
Вторая группа путешествующих собак занимается мелким попрошайничеством в вагонах. И «попрошайки», и «путешественники» запросто найдут себе ночлег под землей — их часто видят в депо или вылавливают по ночам в пустых вагонах.
Больше всего хвостатых жителей подземелья на станциях без эскалаторов: на «Коломенской», «Пролетарской», «Кунцевской», «Каширской». Немало метропсов и у рынков — больше всего у «Теплого Стана».
А вот боязливым соням из фойе каждый раз приходится искать ночлег на улице. Устраиваются кто как может. Часть приноровилась провожать продавщиц из ларьков и ночевать у них в подъездах. Но большинство спит перед закрытыми дверями метро: все теплее, чем на улице!
— Мы их на ночь стараемся покормить, — рассказывает Елена, торгующая цветами у «Коломенской». — Это они днем на сосиски не смотрят: не двигаются почти, вот и аппетита нет. А на ночь все гостинцы от пассажиров подъедают. Холодно!
Ларечницы с метропсами дружат: к цветочницам псы ходят на водопой, а к пирожковым палаткам — подкрепиться.
— Вечером выстраиваются в очередь, — рассказывает продавщица пирожков с «Белорусской».
Кстати, в отличие от бомжей, которые любому куску рады, метропсы, как и многие дворняжки, обычные пирожки не очень жалуют. Больше любят сосиски в тесте, да и то сосиску съедают, а хлебным мякишем брезгуют.
Стоит ли их бояться?
По мнению зоопсихолога Андрея Неуронова, метропсы безопасны для человека, если соседствовать с ними по принципу «Я тебя не трогаю, ты меня тоже».
— Они привыкли, что в метро гарантированно есть крыша над головой и сосиска. Собаки понимают, что обеспечивает эту сытую жизнь человек. А на земле придется искать пропитание и делить территорию с голодными стаями. И такие стаи, обитающие у гаражей или на пустырях, опасны для человека! А метропсы научились даже на пьяных не обращать внимания. И популяция метропсов вполне стабильна: 5 — 10 собак на станцию.
Оптимальный вариант такого социального «сожительства» — вести учет псов, периодически проверяя на инфекции.
Максимум, что они могут сделать, — лениво огрызнуться, если наступите на хвост, либо от большой симпатии измазать вас слюнями в знак благодарности за лакомство.
Но разумная осторожность все же необходима. Кошек в метро наш консультант рекомендует возить в переноске. Осторожность нужна и при перемещении в подземке с домашними собаками: метропсы могут принять их за конкурентов, посягающих на территорию. Держите свою собаку на коротком поводке и в наморднике.
Ребенка лучше взять на руки: метропсы обычно крупные, и из-за невысокого роста дошколенок может испугаться, столкнувшись с ними нос к носу.
Также лучше обходить метропсов стороной, если вы возвращаетесь в одиночку на безлюдном метро поздно ночью и везете в сумке что-то очень вкусное. Зачем лишний раз дразнить аппетитными запахами нос того, кто и так с рождения ежедневно получает по нему больные щелчки судьбы?
КСТАТИ
Бездомные бобики умеют различать маршруты автобусов
Кроме Андрея Неуронова, психологию бездомных собак изучают и в лаборатории зоопсихологии факультета психологии МГУ. Сотрудники лаборатории собрали многочисленные доказательства того, как дворняги пользуются городскими автобусами.
— Недавно наблюдали, — рассказывают ученые, — как крупная дворняга пыталась уехать на маршрутном такси. На автобусной остановке стояла толпа. Подъехала маршрутка, люди стали по очереди садиться. В очередь встал и пес. Он деловито запрыгнул в салон и сразу прошел назад. Пассажиры его не выгоняли, лишь громко предполагали, куда он поедет. Водитель это услышал и выставил безбилетника. Но он не расстроился, встал в хвост очереди и уехал на автобусе этого же маршрута!
НУ И НУ!
На «Преображенке» живет Каркуша, а Чижик — на «Чистых прудах»
Ворона Каркуша обитает там вот уже более семи лет. Отличается жизнерадостным, задиристым характером. Не прочь похулиганить: летит навстречу прибывающему поезду и уворачивается от лобового столкновения в последний момент. Если в хорошем настроении, то провожает отъезд каждого состава радостным карканьем. Почему-то любит поезда, идущие в центр города. Реже веселит пассажиров «американскими горками»: поджав лапки, шариком скатывается между перил эскалатора. Любит сидеть на турникете. Не прочь там же и нагадить. Ее постоянно подкармливают кассиры — в ответ она составляет им компанию, усаживаясь на подоконник у кассы. Любимое лакомство — маленькие кусочки сыра. Сухарики не любит, но их ему часто оставляют сердобольные пассажиры. В ответ обиженный гурман кидается ими в прохожих. Однажды летом утащила у подростка солнцезащитные очки, которые парень нацепил задом наперед на затылок.
На «Чистых прудах» обитает воробей по кличке Чижик. Любимый фокус: «полет на бреющем полете» — снизу вверх по эскалатору навстречу пассажирам. Периодически стайка воробьев встречается на станции «Боровицкая».
Александра МАЯНЦЕВА